Содержание методики констатирующего эксперимента

Страница 8

2 балла – ребенок допускает не более 5 ошибок при поиске картинок с предложенными парами слов, испытывает затруднения при дифференциации звуков;

1 балл – ребенок не показывает более половины картинок, помощь не стимулирует, допускаются множественные ошибки.

Исследование умения подбирать антонимы

Материал: картинки: белый/черный пудель, коробка с сахаром и лимон, стул и кресло, большой/маленький мяч, высокий/низкий дом, длинная/короткая лента, узкое/широкое полотенце, толстая/тонкая книга.

Инструкция: «Я буду называть начало предложения, а ты помоги мне его закончить. Это пудель белый, а это …? И т.д.»

Оценка:

3 балла – правильный, самостоятельный подбор антонимов;

2 балла – при употреблении антонимов допущена 1-2 ошибки, самостоятельная коррекция после дополнительного вопроса;

1 балл – при воспроизведении слов допущено 3 ошибки и более, антонимы повторяются, оказываемой помощью не пользуется.

Исследование грамматического строя речи

Критерии:

искажение морфологической структуры слова, замена суффиксов, приставок,

изменение падежных окончаний,

нарушение предложных конструкций,

изменение числа существительных,

нарушение согласования.

А. Выявление навыков словоизменения

А.а) Изменение числа имени существительного

в именительном падеже «Один-много»

Речевой материал: глаз, лист, окно, ухо, карандаш, ведро, стул, дерево, мост, кукла, письмо, котенок.

Инструкция: «Я назову тебе слово, а ты измени его во множественное число».

Оценка:

3 балла – правильное, самостоятельное изменение слов;

2 балла – при воспроизведении слов допущено 3-4 ошибки, коррекция после оказания помощи;

1 балл – допущены ошибки в половине слов, предъявленных к изменению, оказываемой помощью не пользуется.

А.б) Изменение имен существительных по падежам.

Материал: рисунки для конструкций винительного падежа с контурным изображением ежа, белки, собаки, зайца;

Материал: рисунки для конструкций родительного падежа единственного числа: чайник без ручки, петух без гребешка, машина без колеса, стол без ножки;

рисунки для конструкций родительного падежа множественного числа: фокусник, шары, пальцы, кошки, карандаши, ключи, деревья;

Материал для конструкций дательного падежа: лента с окошечком «Животный мир» с изображением зверей.

Материал для конструкций творительного падежа: игра «Женские профессии» - картинки: художница, портниха, краски, карандаши, кисти, мелки, нитки, ножницы, пуговицы, иглы.

Материал для конструкций предложного падежа: рисунки с героями мультфильмов: смешарики, котенок Гав, машинки-тачки, лошадки-пони, лиса, щенок.

Инструкция для конструкций винительного падежа: «У меня есть друг-художник. Он любит рисовать везде: в транспорте, на улице, в цирке, в лесу, в гостях. Посмотри, кого он нарисовал?»

Инструкция для конструкций родительного падежа единственного числа: «Посмотри на картинки. Без чего машина? И т.д.»

Инструкция для конструкций родительного падежа множественного числа: «Посмотри, фокусник кладет на стол предмет, накрывает его, снимает покрывало, и стол оказывается пуст. Я тебе буду показывать картинки с предметами, которые лежали на столе у фокусника, а ты будешь говорить, чего не стало после фокуса».

Инструкция для конструкций дательного падежа: «Однажды перед выступлением в цирке заболели все звери. Их срочно надо было лечить. Пригласили лучших врачей для животных - ветеринаров. Посмотри, кого они вылечили. Открывай первое окошечко и называй, кому помогли вылечиться врачи». Ребенок, поочередно сдвигая ленту с окошечком, называет изображенных зверей, изменяя парадигму слова (слонам, тиграм, львам, обезьянам, медведям).

Инструкция для конструкций творительного падежа: «Посмотри, кто изображен на первой картинке, на второй? Отбери и положи к художнице те предметы, которые используются ею в рисовании, а к портнихе – те, которые ей нужны для шитья. Назови, чем пользуется в работе художница? А чем пользуется при пошиве портниха?»

Инструкция для конструкций предложного падежа: «Ваня долго думал, о ком посмотреть мультфильм? Посмотри, о ком думал Ваня? Назови».

Оценка:

3 балла – изменение падежных окончаний верное;

2 балла – при изменении допущены 2-3 ошибки падежных конструкций, коррекция после стимульной помощи;

1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.

А.в) Исследование умения употреблять предлоги

Материал: иллюстрация с изображением дома и различным расположением котов относительно него.

Инструкция: «Посмотри на картинку.

Где лежит белый кот? – под, на, около

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием
Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. П ...

Источники обогащения словарного запаса младших школьников
Далеко не все группы слов в русском языке одинаково часто используются в живом общении. Весь словарный фонд русского языка делится на активный словарный запас, "понятный говорящим и находящийся в постоянном употреблении" и пассивный запас слов, "понятный, знакомый, но не употребляемы ...

Организация взаимообмена опытом семейного воспитания детей, силами родительского комитета
Многие родители обмениваются опытом воспитания детей на протяжении многих веков. В школе создаются специальные семинары, где собираются родители, родительский комитет, учителя и они обмениваются опытов о том, как лучше воспитать своего ребенка. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает в ...

Навигация