Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Данные состояния неречевых предпосылок овладения письмом детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице № 1. Они показывают, что в ЭГ несформированность данных предпосылок составляет 51,5 %, а в КГ - 28,3% (диаграмма №).

Диаграмма № Характеристика несформированности неречевых предпосылок овладения письмом детьми с общим недоразвитием речи и детьми с нормальным речевым развитием.

В исследовании состояния динамической организации движения при медленном воспроизведении 1 ребенок ЭГ начал пробу с мизинца. Поиск позы осуществляли 4 ребенка ЭГ. Выполнили пробу 6 человек. 4 ребенка допускали перестановки безымянного пальца и мизинца. При быстром воспроизведении наблюдались замены, пропуски движений, сжимание в кулачок. На одной руке пробу выполнили 7 человек ЭГ, на двух руках – только 2. Пропуски безымянного пальца осуществили 6 детей ЭГ. Все дети КГ произвели перебор пальцев при медленном темпе. При быстром темпе у 3 детей наблюдались замены, пропуски движений с безымянным пальцем, у 1 ребенка угас темп выполнения, сменившись на медленный. При выполнении на двух руках ошибки становились множественными: дети игнорировали очередность прикосновений от указанного к мизинцу, снижали темп, прекращали задание; движения затухали, объем снижался, пальцы не могли раскрыться с большой амплитудой; касание происходило согнутыми пальцами из полусжатого кулачка.

Большое затруднение вызвало задание на переключаемость движений. 6 детей ЭГ сохраняли медленный темп, они нуждались в многократном повторе. У 2 детей отмечалось дрожание ладони, поставленной на ребро. С закрытыми глазами ни один ребенок не справился с заданием безошибочно. Возникали большие паузы у 2 детей; у 6 – пропуски, застревания на ладони - у 3 детей. Дети не могли сохранять заданный темп; 1 ребенок отказался: «У меня не получается». Все дети КГ выполнили задание с открытыми глазами. У 2 детей ЭГ произошло замедлении темпа, у двух – поиск позы и застревание на кулачке. У 3 детей остались переключения ребро-ладонь. 4 детей стремились поднять на стол опущенную руку. Все задания детьми ЭГ в быстром темпе и с закрытыми глазами выполнялись после нескольких повторов, с поиском нужных движений, с помощью второй руки и в неполном объеме.

При исследовании переключаемости движений в плоскости рабочей строки 6 детей КГ выполнили задание правильно в быстром темпе, не отрывая карандаш от бумаги, с замедлением в конце ряда и отрывом карандаша выполнили пробу 8 детей ЭГ и 4 из КГ. 3 ребенка ЭГ и 4 ребенка КГ сохранили схему, но постоянно производили отрыв карандаша от бумаги, выходили за границы строки, уменьшая элементы, допускали единичные пропуски элементов. 5 детей ЭГ утрачивали топологическую схему в конце графического ряда, допускали постоянные пропуски, изменяли размер элементов, нарушали границы строки, поднимая воспроизводимый ряд вверх или опуская вниз, постоянно отрывали карандаш от бумаги.

При исследовании слухового внимания осознанно прослушивали ритмические рисунки, не отвлекаясь, самостоятельно и правильно выполнили все задания 4 детей КГ. По 6 детей из каждой группы выполнили половину предложенных заданий. Их внимание было неустойчиво, они нуждались в стимульной помощи, многократном повторении серии хлопков. Из предложенных ритмических рисунков легче выполнялись: -…, - - - 4 детей ЭГ при выполнении заданий отвлекались непроизвольно и смогли воспроизвести от 1 до 2 рисунков.

При исследовании слухоречевой памяти дети ЭГ не смогли при первом предъявлении назвать больше 3 слов. 4 ребенка дополняли группу произносимых слов повторениями уже названных слов, измененной ласкательной формой «котенок», новыми словами; причем, 1 ребенка приходилось останавливать, т.к. использовались любые слова, не касающиеся задания. При отсроченном воспроизведении эти дети не смогли назвать более двух слов. Перечисления дополнительных слов возникли еще у 2 детей ЭГ. Лишь 4 ребенка не использовали в ответе новые слова. 3 ребенка из КГ смогли назвать 3 слова при первом предъявлении, 1 ребенок – 2 слова с добавлением нового слова «яблоко», остальные дети назвали 4 и более слов. Объем и точность отсроченного воспроизведения у половины детей КГ составили 4-6 слов; 5 детей назвали половину названных слов и 2 ребенка назвали менее 3 слов, оставляя объем заданного содержания неизменным. В то время как 6 детей ЭГ активно использовали новые слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Образовательная деятельность М.В. Ломоносова.Жизненный путь
Родина Михаила Васильевича Ломоносова — северная поморская Русь, деревня Денисовка на берегу Белого моря, близ г. Холмогор. М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в среде сильных, “ви­давших виды”, сметливых людей, хорошо знавших природу в её поляр­ных проявлениях и часто общавшихся с путешест ...

Сущность педагогической технологии и педагогического проектирования
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано, прежде всего, с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной ...

Природные физические данные и их развитие средствами партерной гимнастики
Под физическими данными подразумеваются два понятия: физические качества и физические способности. Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельно ...

Навигация