Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Материалы о педагогике » Выявление уровня речевых и неречевых функций у дошкольников с общим недоразвитием речи » Состояние неречевых и речевых психических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 4

Из бесед с логопедами учреждения и наблюдений, прослушивания аудиозаписей речи детей в результате исследования речевых предпосылок овладения письмом выявлены нарушения звукопроизношения. У 5 дошкольников экспериментальной группы (далее ЭГ) имеется носовой оттенок произношения гласных звуков; нет дифференциации звуков [а-э], [о-у], [и-ы] у 1 ребенка. У 6 детей отмечена назалиция голоса, общая смягченность речи - у 4 детей. У всех детей ЭГ полиморфное нарушение произношения согласных звуков: у половины детей нарушено произношение или не автоматизированы более двух групп звуков (свистящих, шипящих, дрожащих, сонорных, переднеязычных); у 4 детей двух групп звуков (из вышеперечисленных групп и группы заднеязычных, а также в виде дефектов смягчения, звонкости-глухости согласных); у 1 ребенка отсутствуют звуки [р] [р,]. Нарушения включают парасигматизмы шипящих; сигматизмы свистящих, аффрикат, шипящих; ротацизмы, параротацизмы, ламбдацизмы, дефекты произношеия групп переднеязычных, заднеязычных звуков; дефекты смягчения, звонкости-глухости вышеперечисленных групп выражены у 8 детей и у 1 ребенка – группы билабиальных звуков. Нарушено произношение звуков [р] [р,] у 4 детей; [л], [л,] – у 6 человек; [с], [с,], [з], [з,] – у 6 человек; [ж], [ш] – у 5 детей; [ц], [ч] – у 4 детей. Нарушения звукопроизносительной стороны речи выражалось в искажениях, смешениях, заменах и пропусках.

При исследовании звукопроизношения детей контрольной группы (далее КГ) выявлена дифференцированность и автоматизированность всех звуков у 5 детей. У 2 детей наблюдаются физиологические замены в произношение звуков [р], [р,], [л], [л,] на [j], [л], [л,], так как эти звуки в онтогенезе появляются последними. У одного ребенка шипящие звуки искажались по типу призубного сигматизма. У 3 детей отмечалось искажение звуков [л], [л,], [з,], [з], [с], [с,], [ц] по типу полусмягченного ламбдацизма, дефектов звонкости-глухости согласных, губно-зубного сигматизма. У этих детей мономорфное нарушение звукопроизношения.

По данным исследования языкового анализа и синтеза на уровне предложений (таблица № 2) самостоятельно, во внутреннем плане, без ошибок определили последовательность и количество слов в предложении только 2 детей КГ. С исправлением одной-двух ошибок выполнили задание по 5 детей из обеих групп. Ошибки возникли при анализе предложения из пяти слов. Дети затруднялись выделить предлог, как отдельную часть речи, но помогали себе проговариванием. Также некоторые дети привязывали имя Сережа к слову «внуку». Ошибки других детей подобны, но они совершались в более простых предложениях. Дополнительно использовалась помощь пересчитывания на пальцах. Трое детей ЭГ просто повторяли предложение, не выделяя слов, другие трое детей произносили предложение не по словам, а по слогам, хотя неоднократно повторялись предложения.

Таблица № 2 Данные исследования языкового анализа и синтеза на уровне предложений у детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием

Задания

Количество детей, выполнивших задание с оценкой

3 балла

2 балла

1 балл

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Исследование

умения анализировать предложения

-

2

5

5

5

3

выделения слова с заданным звуком из предложения

2

5

3

4

5

1

умения синтезировать предложения

-

3

3

6

7

1

языковых представлений на уровне предложений

-

2

3

5

7

3

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Поэтому выделяют три уровня речевого развития. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети"). Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподр ...

Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...

Принцип гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике содержание, формы и методы воспитания. Идея о необходимости гуманизации воспитания довольно отчетливо выражена уже в трудах чешского педагога Яна Амоса Каменского, а начиная с эпохи ...

Навигация