Примеры объединения в одно слово «на землю», «внуку Сереже» показывают, что нарушение деления предложений может проявиться в слитном написании слов. Произнесение слов в предложении по слогам может привести к раздельному написанию слов в предложении или же раздельному написанию частей слова. Ошибки были как на увеличение, так и на уменьшение количества слогов в слове, объясняемое многосложностью слов и наличием затруднений ориентации в слогах со стечением согласных и закрытых слогах. Дети из ЭГ ориентируются на звуковой образ слова, поэтому при недоразвитии языкового анализа и синтеза на письме у них могут появиться искажения структуры слова и предложения в виде пропусков согласных при стечении, перестановки букв, добавлении букв и даже слов (1 ребенок в большинстве заданий именно так и поступал); перестановки слогов. Данные выводы свидетельствуют о предрасположенности детей ЭГ к дисграфическим ошибкам на почве нарушения языкового анализа и синтеза. На это, в частности указывают Л.Ф.Спирова, И.Н.Садовникова, когда нарушения структуры предложения и слова будут проявляться в слитном написании двух слов, слиянии служебных слов с последующим или с предыдущим, раздельном написании одного слова. Все вышеизложенное указывает на необходимость формирования фонематического анализа и синтеза у ребенка не только во внешнем плане, речевом, но и во внутреннем, по представлению.
Данные исследования сформированности фонематических процессов (Диаграмма № ) показали, что у детей экспериментальной группы несформированность фонематических процессов почти в 2 раза больше, чем у детей контрольной группы (соответственно 57,4% и 30,3%).
Диаграмма № . Характеристика состояния сформированности фонематических процессов у детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи (в %). У дошкольников контрольной группы
У дошкольников экспериментальной группы
Данные исследования фонематического анализа указаны в таблице №.4
Таблица №4 Данные исследования фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи
|
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | |||||
|
3 балла |
2 балла |
1 балл | ||||
|
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
|
Выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова |
5 |
10 |
5 |
- |
- |
- |
|
Выделение гласного звука, находящегося в конце слова |
1 |
6 |
3 |
3 |
6 |
1 |
|
Определение способности выделять согласный звук на фоне слова |
- |
3 |
7 |
4 |
3 |
3 |
|
Определение первого и последнего звука в слове |
- |
6 |
7 |
3 |
3 |
1 |
|
Умение определять последовательность и количество звуков в слове |
- |
- |
5 |
6 |
5 |
4 |
Материалы по педагогике:
Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии
тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...
Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и
проведении работ по слушанию музыки
Формы работы Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыка ...
Методические разработки по теме: «Внутреннее строение и размножение рыб»
Урок 1. Внутреннее строение и особенности размножения рыб Оборудование: плакаты «Внутреннее строение костистой рыбы»; «Развитие костистой рыбы»; муляж головного мозга рыбы; рабочие карты: № 5. «Внутренние строение костистой рыбы», № 6. «Размножение рыб» (см. Приложения); карточки-задания для «тихог ...