Примеры объединения в одно слово «на землю», «внуку Сереже» показывают, что нарушение деления предложений может проявиться в слитном написании слов. Произнесение слов в предложении по слогам может привести к раздельному написанию слов в предложении или же раздельному написанию частей слова. Ошибки были как на увеличение, так и на уменьшение количества слогов в слове, объясняемое многосложностью слов и наличием затруднений ориентации в слогах со стечением согласных и закрытых слогах. Дети из ЭГ ориентируются на звуковой образ слова, поэтому при недоразвитии языкового анализа и синтеза на письме у них могут появиться искажения структуры слова и предложения в виде пропусков согласных при стечении, перестановки букв, добавлении букв и даже слов (1 ребенок в большинстве заданий именно так и поступал); перестановки слогов. Данные выводы свидетельствуют о предрасположенности детей ЭГ к дисграфическим ошибкам на почве нарушения языкового анализа и синтеза. На это, в частности указывают Л.Ф.Спирова, И.Н.Садовникова, когда нарушения структуры предложения и слова будут проявляться в слитном написании двух слов, слиянии служебных слов с последующим или с предыдущим, раздельном написании одного слова. Все вышеизложенное указывает на необходимость формирования фонематического анализа и синтеза у ребенка не только во внешнем плане, речевом, но и во внутреннем, по представлению.
Данные исследования сформированности фонематических процессов (Диаграмма № ) показали, что у детей экспериментальной группы несформированность фонематических процессов почти в 2 раза больше, чем у детей контрольной группы (соответственно 57,4% и 30,3%).
Диаграмма № . Характеристика состояния сформированности фонематических процессов у детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи (в %). У дошкольников контрольной группы
У дошкольников экспериментальной группы
Данные исследования фонематического анализа указаны в таблице №.4
Таблица №4 Данные исследования фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | |||||
3 балла |
2 балла |
1 балл | ||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | |
Выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова |
5 |
10 |
5 |
- |
- |
- |
Выделение гласного звука, находящегося в конце слова |
1 |
6 |
3 |
3 |
6 |
1 |
Определение способности выделять согласный звук на фоне слова |
- |
3 |
7 |
4 |
3 |
3 |
Определение первого и последнего звука в слове |
- |
6 |
7 |
3 |
3 |
1 |
Умение определять последовательность и количество звуков в слове |
- |
- |
5 |
6 |
5 |
4 |
Материалы по педагогике:
Учeбнo-пoзнaвaтeльнaя кoмпeтeнтнocть
oбучaющихcя нa уpoкaх инфopмaтики
В нaучнoй пeдaгoгичecкoй литepaтуpe мнoжecтвo paбoт пocвящeнo утoчнeнию и paзвeдeнию пoнятий "кoмпeтeнция", "кoмпeтeнтнocть". Нe пoвтopяя мнoгoчиcлeнныe энциклoпeдичecкиe и cлoвapныe cтaтьи, a тaкжe paзличныe aвтopcкиe интepпpeтaции этих пoнятий, ocтaнoвимcя нa вapиaнтe, бoлee б ...
Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...
Значение методической работы в дошкольном учреждении
Одной из значительных особенностей системы образования последнего десятилетия является вариативность работы дошкольных учреждений. Полипрограммность и вариативность - это условия, в которых работают настоящее время дошкольные учреждения. Бесспорным достоинством является то, что вариативность соврем ...