Изучение особенности развития словаря у детей средней группы

Страница 2

В таблице, в соответствующей графе, фиксируем: « 5» - если ребенок назвал все шесть обобщающих понятий; «4»- если ребенок назвал от пяти до четырех обобщающих понятий; «3» - если ребенок назвал менее четырех обобщающих понятий; «2»- если ребенок назвал трех обобщающих понятий; «1»- если ребенок назвал одно обобщающее понятие.

Данное задание оказалось легким, девять детей ответили правильно без ошибок. Восемь детей при ответе «одежда», начинали свой ответ « юбка, платье, куртка», им требовалось повторить вопрос. И только два ребенка не смогли дать обобщающие понятия «мебель», «обувь», «одежда».

Занятие 4. Назови детенышей животных

Ребенку предлагаем рассмотреть четыре картинки, на которых изображены лиса с лисенком, утка утенком, медведь с медвежонком, собака со щенком. Сначала просим ребенка перечислить изображенных животных ( лиса, медведь, утка, собака). При этом указываем на изображение взрослых животных. Затем предлагаем ребенку закончить фразу, называя детеныша животного: « У лисы ( медведя, утки, собаки) – Лисенок ( медвежонок, утенок, щенок)».

В таблице, в соответствующей графе, фиксируем ответы детей: « 5» - если ребенок назвал всех детенышей и дополнительно еще два; «4» - если ребенок назвал детенышей четырех животных; « 3» - если ребенок назвал трех детенышей животных; «2» -если ребенок отвечает после уточнения вопроса; «1» - ели ребенок назвал одного детеныша животного.

Это задание не вызвало большого затруднения. Десять детей назвали всех детенышей и дополнительно еще два. Остальные смогли назвать лишь по три детеныша, затруднения вызвал детеныш у лисы, так же были такие ошибки в ответах как, собака «собаченек».

Занятие 5. Назови профессии

Проводим обследование в следующем порядке:

1. Предлагаем рассмотреть картинки: « У каждого взрослого человека есть своя профессия – дело, которое он хорошо умеет делать. Посмотрите на картинки и скажите, кем работают люди, изображенные на них». Поочередно указываем на картинку, а дети определяют профессии (повар, водитель, продавец, летчик).

2. Задаем вопросы: твоя мама работает? Кем? Твой папа работает? Кем?

3. Просим ребенка назвать любые известные ему профессии людей: « Какие еще профессии людей ты знаешь? Назови их?

В таблице, в соответствующей графе, фиксируем: «5» - если ребенок в целом по всем пунктам назвал пять и более профессий; «4» - если ребенок назвал четыре профессии; « 3» - если ребенок назвал менее трех профессий; «2» -если ребенок назвал две профессии и темп ответе замедлен; «1» - если ребенок назвал одну профессию или не назвал ни одной.

Данное задание вызвало интерес у детей. Половина детей назвали все профессии и дополнительно еще 2-3 профессии, а остальные смогли назвать только наглядные профессии.

Чтобы выявить особенности запаса слов обозначающих признаки предметов детям давались следующие задания.

Задание 6. Назови какой (какая, какое, какие)

Словарь признаков

Детям предлагаем последовательно рассмотреть предметные картинки: воздушный шар, шапку, ведро, цветы. Попросить ответить на вопросы: какой? (к картинке с изображением шара); какая? (к картинке с изображением шапки); какое? ( к картинке с изображением ведра); какие? ( к картинке с изображением цветов).

Например: « Что это?» - «Шар». – « Шар какой?» - « Круглый, большой, красный, воздушный, легкий». И.т.п.

Ответы детей оценивались: « 5» - если ребенок назвал пять и более признаков; «4» - если ребенок назвал четыре признака; «3»- если ребенок назвал менее трех признаков задания выполняются с уточняющей помощью; «2» -если ребенок назвал менее одного признака с затруднением; «1»- если ребенок затрудняется ответить на задания.

Это занятие оказалось трудным для детей, ни кто из детей не дал всех правильных признаков. На вопрос, какой шар дети отвечали, красный, круглый, но отвечали легкий воздушный. На вопрос какая шапка давали ответ желтая, с помпоном, но не давали теплая, зимняя. На вопрос какое ведро, были ответы – зеленное с ручкой, но не было ответов металлическое.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Культурно-массовая работа в классе, организуемая представителями родительского комитета
Культурное развитие личности ребенка – одна из неотъемлемых частей учебно-воспитательного процесса. Поэтому и задача школы, и задача семьи – повысить степень приобщения ребенка к культурному наследию общества, а также обеспечить такие формы работы в классе, которые способствовали бы формированию чу ...

Диaгнocтикa уpoвнeй cфopмиpoвaннocти учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти нa уpoкaх инфopмaтики в пятoм клacce
Пpeддиплoмнaя пpaктикa пpoхoдилa в муниципaльнoм oбpaзoвaтeльнoм учpeждeнии «Oктябpьcкaя cpeдняя oбщeoбpaзoвaтeльнaя шкoлa», в пятoм клacce, дeлившeмcя нa двe пoдгpуппы. В экcпepимeнтe пpиняли учacтиe 22 oбучaющeгocя : 11 чeлoвeк из пepвoй пoдгpуппы клacca вхoдилo в кoнтpoльную гpуппу, 11 чeлoвeк и ...

Развитие личности в младшем школьном возрасте
Социальное пространство ребёнка определяется значением и мыслительными обязанностями прав, которые осмысливаются в обыденной жизни. Ребёнок не знает прав, не может их отстаивать. Эмоциональное отношение – первое, что присваивает ребёнок от значимых взрослых, и это то, что может определить выбор его ...

Навигация