Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения

Страница 3

В результате обследования выявлено, что у ребенка присутствует повышенный тонус артикуляционных мышц. С состоянием тонуса четко связаны варианты нарушения произносительной стороны речи. При повышенном тонусе – замена твердых звуков мягкими, губно-зубное произношение свистящих и шипящих. При пониженном тонусе чаще присутствуют замены шипящих на свистящие, р, рь на в, велярное произношение звука р, рь и боковое произношение свистящих звуков. В данном случае наиболее «страдают» артикуляционный аппарат (отмечается пониженный мышечный тонус, имеется боковой левосторонний прикус) артикуляционная моторика (ребенок затрудняется в переключении артикуляционных поз), фонематическое восприятие, а также просодия – темп, ритм, интонация, дикция (речь медленная, нечеткая, паузы в речевом потоке не выдержаны). Наименее поражены мимическая мускулатура (присутствуют синкинезии, гиперкинезы, ребенок затрудняется в умении держать рот закрытым и хмурить брови, закрывать глаза по инструкции), состояние общей и мелкой моторики удовлетворительно. Объем дыхания у ребенка недостаточный, частота учащена, голос звонкий, сильный, громкий.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ребенку требуется логопедическая коррекция, целью которой является наилучшая подготовка к школьному обучению. отмечено межзубное произношение с,сь, з,зь, ц и отсутствие сонорных звуков р, рь, л, ль., перестановка звуков и слогов и добавление лишних слогов.

На основе полученных данных в процессе диагностического обследования составлены методические рекомендации по формированию и коррекции произносительной стороны речи для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Комплекс мероприятий включает упражнения по формированию и коррекции дыхания; мимики; упражнения на развитие голоса, темпа, ритма, интонации, дикции; упражнения артикуляционной гимнастики для постановки (коррекции) звуков с, сь, з, зь, ц, р, рь, л, ль; развитие фонематического восприятия.

Анализ педагогической литературы по выявлению и формированию нарушений произносительной стороны речи у детей и собственные наблюдения показали, что данная тема действительно актуальна и что система коррекционной работы носит общий характер и не учитывает механизмов нарушений. У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения присутствуют нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения, также наблюдаются нарушения голоса и расстройства речевого дыхания за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры, нарушено фонематическое восприятие.

В звукопроизношении в основном страдают шипящие, свистящие звуки, соноры. Нарушения произношения проявляются в отсутствии, смешениях, заменах и искажениях звуков. Отмечается межзубное произношение и боковое произношение при открытом боковом прикусе. Слоговая структура слов нарушена по типу элизий, перестановок звуков и слогов, добавлением лишних слогов.

У обследованного ребенка страдает артикуляционная и мелкая моторика, возникают трудности в воспроизведении артикуляционных укладов звуков, движений, нарушено фонематическое восприятие. Исходя из этого, были предложены упражнения по выработке правильного артикуляционного уклада звуков, развитию просодии, а также упражнения по развитию мелкой моторики.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Методико-психологические основы индивидуального подхода в обучении младших школьников
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Эффективность использования дидактических игр для формирования знаний о сезонных изменениях в природе
В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики по выявлению знаний детей о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе и проводилась работа по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе. На контрольном этапе использовалась та ...

Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должна сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению
Между тем в школьной практике роль эмоций как важной стороны мотивационной сферы учения недооценивается. В учебном процессе нередко мало что может служить возникновению положительных эмоций, а иногда даже создаются отрицательные эмоции – скука, страх и т.д. В психологии показано, что эмоции развива ...

Навигация