Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 1

Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел.

Целью

методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.

Задачи:

1. Обучающая – учить пониманию языка музыки посредством изучения различных видов искусства, их взаимосвязи.

2. Развивающая – введение учащихся в мир музыкального искусства, эмоционально и образно связанного с миром других видов искусства.

3. Воспитательная – развитие интереса к музыкальному, изобразительному, литературному искусствам, воспитание художественного вкуса.

В младшем школьном возрасте ребенок стремится заниматься одновременно несколькими видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным. Именно поэтому приобретение детьми умений и навыков художественно-творческой деятельности целесообразнее осуществлять в рамках интегрирования школьных предметов на материале такой предметной области, как музыка.

Основными принципами

методики являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – художника – писателя, «тождество и контраст», интонационность, образность произведений искусства.

При подборе методов и приёмов работы с младшими школьниками мы учитывали то, что любой, даже сложный материал, легко усваивается через игровые формы обучения. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Помимо этого, восприятие музыки у детей активизируется в процессе размышления о музыке, в импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.

Урок музыки

по данной методике трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея интеграции искусств.

Развитию музыкального восприятия у детей способствует овладение спецификой музыкально-драматической деятельности на всех этапах ее освоения. Например, этапы перенесения художественного образа в слово, в рисунок, в поделку или перевода внутреннего идеального видения во внешние черты персонажа требуют гибкости воображения в различных видах художественно-эстетического воспитания при создании словесного, изобразительного, сценического, а в целом единого художественного образа героя.

Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более – адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.

Поэтому на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом изучаемого произведения искусства. Удачно найденное слово способно создать нужную установку, пробудить чувства и настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию.

При работе над произведением необходимо сформировать у учащихся представление о том, что образ-характер раскрывается не в отдельных линиях, звуках, действиях, а в их цепи, логике, в динамике их взаимодействия. Это становится возможным при обращении внимания детей на взаимосвязь разных форм образных воплощений (слово, движение, звук, рисунок и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Роль игры и упражнения в системе развития индивидуальных способностей у старших дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к с ...

Коммуникативные, социальные и лингвистические барьеры в организации деловой письменной коммуникации
Деловое общение – это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т.е. подчинение у ...

Работоспособность младших школьников
Работоспособность – это способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя её, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординиров ...

Навигация