Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 1

Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел.

Целью

методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.

Задачи:

1. Обучающая – учить пониманию языка музыки посредством изучения различных видов искусства, их взаимосвязи.

2. Развивающая – введение учащихся в мир музыкального искусства, эмоционально и образно связанного с миром других видов искусства.

3. Воспитательная – развитие интереса к музыкальному, изобразительному, литературному искусствам, воспитание художественного вкуса.

В младшем школьном возрасте ребенок стремится заниматься одновременно несколькими видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным. Именно поэтому приобретение детьми умений и навыков художественно-творческой деятельности целесообразнее осуществлять в рамках интегрирования школьных предметов на материале такой предметной области, как музыка.

Основными принципами

методики являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – художника – писателя, «тождество и контраст», интонационность, образность произведений искусства.

При подборе методов и приёмов работы с младшими школьниками мы учитывали то, что любой, даже сложный материал, легко усваивается через игровые формы обучения. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.

Помимо этого, восприятие музыки у детей активизируется в процессе размышления о музыке, в импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.

Урок музыки

по данной методике трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея интеграции искусств.

Развитию музыкального восприятия у детей способствует овладение спецификой музыкально-драматической деятельности на всех этапах ее освоения. Например, этапы перенесения художественного образа в слово, в рисунок, в поделку или перевода внутреннего идеального видения во внешние черты персонажа требуют гибкости воображения в различных видах художественно-эстетического воспитания при создании словесного, изобразительного, сценического, а в целом единого художественного образа героя.

Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более – адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.

Поэтому на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом изучаемого произведения искусства. Удачно найденное слово способно создать нужную установку, пробудить чувства и настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию.

При работе над произведением необходимо сформировать у учащихся представление о том, что образ-характер раскрывается не в отдельных линиях, звуках, действиях, а в их цепи, логике, в динамике их взаимодействия. Это становится возможным при обращении внимания детей на взаимосвязь разных форм образных воплощений (слово, движение, звук, рисунок и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации учебно-познавательной д ...

Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необх ...

Специфика изучения зарубежной драматургии в трудах литературоведов и методистов
Многовековая история искусства драматургии от эпохи Античности до наших дней отразила в себе наиболее яркие и значимые явления и тенденции развития человеческого общества. Стремясь отразить наиболее острые и значимые для человека своего времени проблемы бытия в сценическом действии, драматургия ста ...

Навигация