Для дальнейшего исследования процесса развития музыкального восприятия у младших школьников нами была разработана методика, изложению которой посвящён данный раздел.
Целью
методики является: развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств.
Задачи:
1. Обучающая – учить пониманию языка музыки посредством изучения различных видов искусства, их взаимосвязи.
2. Развивающая – введение учащихся в мир музыкального искусства, эмоционально и образно связанного с миром других видов искусства.
3. Воспитательная – развитие интереса к музыкальному, изобразительному, литературному искусствам, воспитание художественного вкуса.
В младшем школьном возрасте ребенок стремится заниматься одновременно несколькими видами искусств: музыкальным, изобразительным, литературным. Именно поэтому приобретение детьми умений и навыков художественно-творческой деятельности целесообразнее осуществлять в рамках интегрирования школьных предметов на материале такой предметной области, как музыка.
Основными принципами
методики являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – художника – писателя, «тождество и контраст», интонационность, образность произведений искусства.
При подборе методов и приёмов работы с младшими школьниками мы учитывали то, что любой, даже сложный материал, легко усваивается через игровые формы обучения. Игра активизирует воображение, внимание, память, способствует развитию творческих способностей детей.
Помимо этого, восприятие музыки у детей активизируется в процессе размышления о музыке, в импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической), в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений.
Урок музыки
по данной методике трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея интеграции искусств.
Развитию музыкального восприятия у детей способствует овладение спецификой музыкально-драматической деятельности на всех этапах ее освоения. Например, этапы перенесения художественного образа в слово, в рисунок, в поделку или перевода внутреннего идеального видения во внешние черты персонажа требуют гибкости воображения в различных видах художественно-эстетического воспитания при создании словесного, изобразительного, сценического, а в целом единого художественного образа героя.
Следует заметить, что ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно, а тем более – адекватно откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов.
Поэтому на начальном этапе развития мышления, перед очередным прослушиванием или просмотром конкретного произведения искусства, педагогу целесообразно давать учащимся опору в ясном и доступном слове (взятом из художественного или поэтического текста), в котором заложен определенный образ, схожий с образом изучаемого произведения искусства. Удачно найденное слово способно создать нужную установку, пробудить чувства и настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию.
При работе над произведением необходимо сформировать у учащихся представление о том, что образ-характер раскрывается не в отдельных линиях, звуках, действиях, а в их цепи, логике, в динамике их взаимодействия. Это становится возможным при обращении внимания детей на взаимосвязь разных форм образных воплощений (слово, движение, звук, рисунок и т.п.).
Материалы по педагогике:
Роль интеграции искусств в развитии музыкального восприятия
В нашем исследовании интеграция искусств выбрана для решения задачи развития музыкального восприятия у младших школьников. Развитие личности младшего школьника, формирование ценностных ориентаций, способности к ассоциациям между пространственными, временными и словесными видами искусства, воспитани ...
Факторы, влияющие на формирование агрессии у детей
дошкольного возраста
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь, связаны с семьей. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге п ...
Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...