Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием

Материалы о педагогике » Билингвизм у детей дошкольного возраста » Коррекция фонетической стороны речи у детей с двуязычием

Страница 1

Как отмечают исследователи по проблеме влияния двуязычия на письменную речь детей (И.А. Гаджиев, Р.А. Аязбекова, Н.М. Филимошкина и др.), недоразвитие фонетический стороны речи у ребенка, для которого русский язык не является родным, часто приводит к специфическим ошибкам в их письменных работах. Профилактикой таких ошибок являются постановка и закрепление правильной артикуляции звуков русской речи.

У детей из семей мигрантов — выходцев, из разных регионов и носителей различных языков —можно выделить ряд характерных для неславянской речи особенностей звукопроизношения. Во-первых, прослеживается отсутствие мягких вариантов фонем [т'], [д'], [к'], [г']. При этом они либо заменяются на другие (например, [к'] на [ч]), либо употребляются без смягченця. Например: «дэты» (дети). Во-вторых, в родном языке детей нет звука [л'], употребляемого в обратных слогах (в сочетаниях ли, ля, ле, лё, лю этот звук произносится правильно). Например: «дэлфин» (дельфин) или «фасол» (фасоль). Также сюда можно отнести смягчение отдельных согласных звуков, если они произносятся в сочетании с гласным [ы]. Таким образом, слог бы, например, звучит как би: «забил» (забыл).

Постановка вышеуказанных звуков чаще всего может быть осуществлена по подражанию или при постановке [т'], [д'] и заднеязычных [к'], [г'] с помощью механического воздействия известным способом. Напомним его: ребенок произносит слог та (или да), логопед шпателем нажимает на кончик языка, опускает язык за нижние зубы, получается слог тя (или дя). Если шпатель логопеда продвигается глубже, то аналогично получается [к'] (или [г']).

Автоматизация звуков проводится в обычном порядке: в слогах, словах (с обязательным уточнением значений), во фразах, стихотворных и связных текстах. Далее приведен речевой материал для автоматизации звуков, чаще всего нарушаемых дошкольниками с двуязычием; При подборе данного материала мы старались не просто перечислить слова, а предложить игровые приемы, помогающие ребенку овладеть параллельно некоторыми грамматическими формами русского языка, расширить его словарный запас.

Представленный речевой материал может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Автоматизация звука [K']

В ударной позиции:

кит, кисть, Ким, Кира, киви, кипа, Киев, килька, кинуть, очки,; кислый, коньки, Аким, накидка,. Никита, охотники, букет, кегли, кепка, кекс, кеды, пакет, макет, пикет, кедр, этикетка, вдалеке, налегке.

В безударной позиции: кивать, кивок, кино, кинофильм, кипеть, кипяток, кило, кисель, домики, садики, яблоки, веники, маки, накипь, накидать, Китай, тонкий, сладкий, глубокий, кефир, кенгуру, бакен, керосин, кефаль, кета, океан, поодиночке, кювет.

Игра «Один — много»

Мишка – мишки; Кошка — . Лягушка —… Коробка — … Ветка — . Ложка — . Чашка — . Вилка — . Тарелка — … Миска — . Ручка — . Соска — . Лодка — . Утка — . Птичка — … Собака — . Маска — . Сумка — . Беседка — … Булка — . Домик — домики; Носок — . Мячик — . Ступенька -…, Линейка - …, Нитка - …

Фиалка — … Мальчик — …Девочка — … Бабушка — …Дедушка —… Булавка — Шапка — . Иголка — …. Бочка — . Листик — Ласточка — , Молоток — . Кубик — . Зайка — . Посылка — . Сосулька — . Ослик — . Клубок — . Полка — . Юбка — . Рука — . Щека — . Куртка — . Кисточка — . Синичка — . Мышка — . Дочка — . Фонарик — . Хозяйка — . Палка — . Банка — . Сосиска — . Ящик — .

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Применение новых информационных технологий для совершенствования процесса обучения в начальной школе
Реформы в области образования, происходящие в нашей стране, наряду с разработкой новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, вызвали потребность и в изменении методики преподавания. В условиях реализации Национальной программы по подготовк ...

Детский фольклор как культурно-исторический феномен
Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания. Специалисты разного про ...

Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся как педагогическая проблема
компьютерный обучение иностранный язык Понятие деятельности является центральным понятием психолого-педагогических теорий. Любая деятельность осуществляется в рамках решения некоторой задачи. То есть поставленная цель побуждает соответствующую деятельность. Согласно теории Л.С. Выготского, любая де ...

Навигация