31-45 баллов – высокий уровень проявления эмоционально- аффетных состояний.
Таким образом, из таблицы видно, что у детей с общим недоразвитием речи, отмечены ярко выраженные нарушения эмоциональной сферы, что соответствует высокому уровню проявления нарушений эмоционально – аффектной сферы. Тогда как у детей с нормальным речевым нарушением отмечен средний уровень нарушений исследуемых параметров.
Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей в возрасте 6-7 лет с ОНР II-III уровней. Это дети, посещающие речевую группу. В состав контрольной группы вошли так же 15 человек, дети в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
б. Рисуночный тест «Кактус»
в. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
г. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
В целом по главе можно сделать следующие выводы:
· чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
· у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
· в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
· у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
Цель эксперимента: развитие понимания и восприятия эмоционального состояния, развитие адекватного взаимодействия детей с окружающими, коррекция самооценки.
Задачи формирующего этапа исследования:
1. Анализ методической литературы с целью подбора оптимальной программы формирования эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. Разработка основных направлений формирования основ эмоционально- личностного развития детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Создание педагогических условий, обеспечивающих формирование эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОНР;
Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь. Нами была использована программа социальной реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистовой, М.М. Пхоткина. Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:
Коррекция тревожности и коммуникативных навыков;
Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.
Нами использовались две формы коррекционного воздействия: индивидуальная и групповая.
Структура коррекционной работы:
Разработка направлений коррекционного воздействия с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей дошкольного возраста с ОНР;
Разработка рекомендаций;
Коррекция тревожности и коммуникативных навыков
Занятие1. «Настроение»
Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?»
Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.
Материалы по педагогике:
Понятие о дисграфии: определение, симптоматика, классификация
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "графо" - пишу) и "дислексия" (от лат. "лексо" - читаю). Частица "дис" указывает на качественное нарушение процесса. Для обозначения наиболее тяжелых степеней эти ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...
Основные направления коррекционной работы по эмоциональному воспитанию
дошкольников с общим недоразвитием речи
Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания, особенно у хол ...