31-45 баллов – высокий уровень проявления эмоционально- аффетных состояний.
Таким образом, из таблицы видно, что у детей с общим недоразвитием речи, отмечены ярко выраженные нарушения эмоциональной сферы, что соответствует высокому уровню проявления нарушений эмоционально – аффектной сферы. Тогда как у детей с нормальным речевым нарушением отмечен средний уровень нарушений исследуемых параметров.
Для эксперимента были отобраны две группы детей дошкольного возраста. В состав экспериментальной группы вошли 15 детей в возрасте 6-7 лет с ОНР II-III уровней. Это дети, посещающие речевую группу. В состав контрольной группы вошли так же 15 человек, дети в возрасте 6-7 лет, посещающие подготовительную группу. Это дети с нормальным уровнем интеллектуального и речевого развития.
Для определения особенностей эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
а. Методика для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере «Дом, дерево, человек». (Предложена Дж. Буком);
б. Рисуночный тест «Кактус»
в. Тест «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой
г. Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.
В целом по главе можно сделать следующие выводы:
· чувство незащищенности и тревожность свойственны детям обеих групп, но у основной массы детей экспериментальной группы отмечается помимо этих чувств еще и чувство неполноценности, враждебность к себе, трудности в общении, состояние фрустрации и склонность к депрессии. Тогда как у детей контрольной группы таких отрицательных эмоций не отмечено;
· у детей с общим недоразвитием речи намного чаще встречаются такие отрицательные эмоциональные проявления как агрессия, импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. У обследованных нами детей с нормальным речевым развитием напротив вообще отсутствует проявление таких качеств как импульсивность, чувство одиночества и отсутствие стремления к домашней защите. Следовательно, состояние эмоциональной сферы этих детей намного стабильнее, чем у детей с ОНР.
· в экспериментальной группе основная масса детей продемонстрировала наличие страхов выше возрастной нормы , тогда как дети контрольной группы 100% продемонстрировали наличие страхов в пределах нормы.
· у детей с ОНР уровень тревожности намного выше их сверстников с нормальным речевым развитием.
Цель эксперимента: развитие понимания и восприятия эмоционального состояния, развитие адекватного взаимодействия детей с окружающими, коррекция самооценки.
Задачи формирующего этапа исследования:
1. Анализ методической литературы с целью подбора оптимальной программы формирования эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. Разработка основных направлений формирования основ эмоционально- личностного развития детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Создание педагогических условий, обеспечивающих формирование эмоционального развития детей дошкольного возраста с ОНР;
Формирующий эксперимент проходил в течении 4 месяцев с октября по декабрь. Нами была использована программа социальной реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях Г.М. Иващенко, Н.С. Контонистовой, М.М. Пхоткина. Занятия проводились в первой половине дня, по 30 минут. Коррекционная работа проводилась по двум основным направлениям:
Коррекция тревожности и коммуникативных навыков;
Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.
Нами использовались две формы коррекционного воздействия: индивидуальная и групповая.
Структура коррекционной работы:
Разработка направлений коррекционного воздействия с целью оптимизации нарушенных эмоциональных реакций и состояний детей дошкольного возраста с ОНР;
Разработка рекомендаций;
Коррекция тревожности и коммуникативных навыков
Занятие1. «Настроение»
Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.
Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.
Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.
Игра «На что похоже настроение?»
Цели. Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии. Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое, и т.п.
Материалы по педагогике:
Наблюдение за тренировочными занятиями боксеров и последующим
собеседованием с тренерами
Цель наблюдения и собеседования: определение доли и причин использования репродуктивных и продуктивных методов обучения спортивным движениям. Проведение наблюдения и собеседования. Наблюдение за занятиями по боксу под руководством тренеров ФИО и ФИО проводилось в СК «?» г. ? в течение последней нед ...
Психолого-педагогическая характеристика детей контрольной и экспериментальной
групп
Эксперимент проводился на базе ГБДОУ «Детский сад №67» и ГДОУ «Детский сад № 35» Московского района г. Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до 6 лет 7 месяцев: 10 детей экспериментальной группы с тяжелым нарушением речи – общим недоразвити ...
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется возрастом детей с 6 (7) до 9 (10) лет. Ребёнок 7-8 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности ...