Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике

Материалы о педагогике » Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеучебной воспитательной работе » Диагностика уровней развития познавательного интереса у младших школьников и состояния его формирования в реальной воспитательной практике

Страница 2

II. «Методика с конвертами» (по Г.И. Щукиной).

Цель – выявить уровень познавательного интереса младших школьников, через внеурочную деятельность. Методика модифицирована нами применительно к содержанию воспитательной работы. Мы предположили, что наличие познавательного интереса у ученика обнаруживается при явно выраженной корреляции между выбором конверта, предметное содержание которого ещё для него не определено точно и особым интересом к чтению книг на избранную тематику. Степень же развития исследуемого интереса зависит от характера выполнения предложенных в конвертах заданий. Раздел 1 носит репродуктивный характер. Задания, отнесенные к разделу 2, были рассчитаны на эффективное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации. Задания раздела 3 носили творческий характер, требовали от испытуемого активного поиска, догадки, проблемного подхода, а также наличия волевого компонента в познавательной активности личности.

Перед испытуемым выкладывались 7 конвертов:

№ конверта

Название конверта

Направление во внеучебной деятельности

1

Праздник сказки (Г.К. Андерсен «Дюймовочка»)

Познавательные воспитательные дела

2

Праздник леса

Экологические воспитательные дела

3

Праздник Рукодельницы

Нравственно-трудовая проблематика

4

Праздник Здоровья

Аспект здорового образа жизни, интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям

5

Праздник Музыки «Где живут нотки»

Эстетические воспитательные дела

6

Праздник Дружбы и Счастья

Этические воспитательные дела

7

Конверт с надписью «Пустой»

Отсутствие интереса к какой-либо деятельности

Ученику предлагалось выбрать любой конверт и отвечать на те вопросы, на какие он захочет ответить. Другие конверты разрешалось брать в том случае, когда ответы на вопросы, с точки зрения ученика, были исчерпаны. Разрешается самостоятельно работать над поиском ответов по дополнительной литературе и представить их потом.

Экспериментальные задания выполнялись с каждым учеником классного коллектива отдельно. Метод сочетался с наблюдением и интервью, уточняющими ответы школьника.

Примеры содержаний заданий для эксперимента с учащимися третьего класса.

Праздник Дюймовочки

Раздел 1

1. Почему ты выбрал этот конверт?

2. Какие сказки ты прочитал во 2 и 3 классе?

3. Кого из сказочных героев ты хотел бы пригласить к нам в класс?

Раздел 2

1. Расскажи, какие события происходят в сказке «Дюймовочка».

2. Назови, кто из героев этой сказки тебе нравится? Почему?

3. Кто кому помог в этой сказке? Раздел 3 (можно выполнить дома)

Раздел 3

1. Сколько сантиметров составляет рост у Дюймовочки?

2. Что ела и пила Дюймовочка?

3. Расскажи начало сказки.

4. Продолжи предложение «Ночью она спала в колыбели, а. ».

Праздник Рукодельницы

Раздел 1

1. Почему ты выбрал этот конверт?

2. В каких сказках есть трудолюбивые герои?

3. Чем ты любишь заниматься?

Раздел 2

1. Расскажи сказку «Рукодельница и ленивица».

2. Приведи пословицу о труде.

3. Кто из героев этой сказки тебе больше нравится?

Раздел 3

1. Почему Рукодельница спустилась в колодец?

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по педагогике:

Требования к подбору и использованию дидактических игр и упражнений
Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игры; в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. Если дидактическая игра проводится все занятия, то она должна быть связана по содержанию с предшествующ ...

Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения
Новые информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач: изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования; представлять в удобном ...

Фopмиpoвaниe учeбнo-пoзнaвaтeльнoй кoмпeтeнтнocти oбучaющихcя пpи изучeнии тeмы «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции»
В тeмe «Oбpaбoткa тeкcтoвoй инфopмaции» в шкoльнoм куpce инфopмaтики изучaютcя cлeдующиe вoпpocы: · хapaктepиcтики aппapaтных cpeдcтв; · cpeдa тeкcтoвoгo peдaктopa; · peжимы paбoты; · кoмaнды paбoты c тeкcтoвым peдaктopoм; · дaнныe, oбpaбaтывaeмыe тeкcтoвым peдaктopoм. Дaннaя тeмa являeтcя, кaк пpa ...

Навигация