Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

В ходе такой беседы мы формировали у детей представлений о том, что добрый человек всегда помогает своему другу. Он делится с другими (игрушками, сладостями), выручает того, кто попал в беду. Добрый человек любит животных, птиц и заботится о них.

При работе со сказкой «Иван-царевич и серый волк» мы вначале рассказывали сказку детям. Затем, на последующем занятии, сказка рассказывалась повторно, и в процессе ее рассказывания педагог по изобразительной деятельности (данное занятие проводили два педагога) рисовал отдельных ее персонажей, тем самым вызывая у детей интерес к сказке и желание выполнить рисунок самим.

После этого детям было предложено нарисовать наиболее понравившегося персонажа или эпизод из сказки. Дети сразу с увлечением взялись за осуществление работы. Дошкольники, как правило, изображали Василису Премудрую в красивом платье или верхом на волке.

Некоторые из детей рисовали Иван-царевича в красивой одежде. В последующем были рассмотрены получившиеся работы детей, проведен анализ с использованием рассказывания отдельных эпизодов сказки самими дошкольниками. Занятие, построенное таким образом, оказало эффективное влияние на формирование таких проявлений как чувство гордости, осознание себя как части русского народа и другие.

Также нами был реализован комплекс мероприятий, включающий различные сказки, вызывающие эмоциональные переживания у детей в связи с поступками персонажей, и герои этих сказок проявляют разные нравственные качества, так или иначе характеризующие особенности проявления дружбы. Например, известная сказка "Зимовье зверей" в обработке А.Н.Толстого. Специфика методики проведения этого занятия с использованием данного произведения заключалась в том, что помимо вопросов, раскрывающих смысл поступков персонажей сказки, была дана установка на то, чтобы каждый ребенок поставил себя на место того персонажа, на который хотелось бы походить. Поначалу никто из детей не выбрал для себя образец поведения животных, действующих в сказке, мотивируя это тем, что все животные, и бык, и петух, и свинья, и гусь были каждый сам по себе и, кроме того, с помощью угрозы проникли в избушку быка. Детские реплики звучали так: "Баран был ленивый и не дружелюбный", "А гусь злой, оказывается, хотел весь мох из стен вытащить", "И свинья тоже нехорошая, избушку не строила, а хотела ее свалить", "Звери эти какие-то не дружные". В дальнейшем суждения детей изменились. Эти изменения были связаны с тем, что персонажи сказки стали вести себя по отношению друг к другу совсем иначе, попав в трудную ситуацию, когда защититься от волков можно было только всем вместе, дружно и слаженно. Детям стало понятно из сюжета произведения, что друзья познаются в беде, в преодолении общих трудностей.

В сказке "Крылатый, мохнатый, да масленый" система вопросов после прочтения произведения строилась так, чтобы подвести детей к пониманию образа жизни, основанного на коллективных взаимоотношениях, в частности, взаимопомощи, дружбе, заботливости и т.д. Само содержание произведения ясно на это указывает в самом начале: жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Когда одному из героев кажется, что он работает больше других и он отказывается от своих обязанностей, перекладывая на других, неизбежно возникает разлад и конец дружбе. На вопрос "Что же произошло с друзьями?" большинство дошкольников правильно отвечали: "Воробей неправильно поступил, что всех заставил не свое дело делать", "Они поссорились и дружбу всю растеряли", "Нужно, чтобы каждый делал, что умеет" и т.д.

Дальнейшее развитие сюжета открывает перед детьми положительные перспективы отношений между персонажами. Дети это заметили, утверждая, что "воробей, мышь, да блин поняли, что не так поступили, как друзья", "Они бы не поссорились, если бы помогали друг другу", "Хорошо еще, что они задумались помириться, а то может все пропали бы", "Сказка закончилась, потому что они опять подружились". Выводы беседы были направлены на то, чтобы акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях в группе детского сада. Уточнялось, что каждый из ребят, как и персонаж сказки "Крылатый, мохнатый, да масленый", является особенным, не похожим на других, нуждается в сочувствии и поддержке товарищей. Следовательно, все люди нуждаются в друге, в умении и желании дружить, оказывать взаимопомощь и поддержку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Пассивно-усваивающая позиция ученика
Образовательный процесс в традиционной школе, как правило, остается отчужденным от учащегося: он «объективен», а не «субъективен»; он дан учащемуся учителем (государственной унифицированной программой), а не задается самим ребенком. В логике такого подхода, ребенок рассматривается как объект искусс ...

Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления
Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы. Основным методом исследования почв в природе является сравнительно – географический, сущность кот ...

Становление новой системы музыкального образования в г. Белгороде
«После решенной задачи величайшего в мире политического переворота перед нами стали иные задачи - задачи культурные… Задача подъема культуры - одна из самых очередных». Для решения этой задачи были мобилизованы все силы и средства не только в столице Советской власти, но и на территории всей страны ...

Навигация