Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Материалы о педагогике » Народная сказка, как средство формирования дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста » Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Страница 4

Педагог может привлечь детей к изложению содержания уже знакомого произведения и поупражнять их в отсроченном пересказе. Отсроченный пересказ способствует выработке умения сохранять в памяти усвоенный материал в достаточно полном объеме и через определенный отрезок времени воспроизводить его. Так у детей постепенно пополняется запас художественных произведений, которые они свободно, живо пересказывают не только на занятиях, но и в ситуациях повседневного речевого общения со взрослыми и со сверстниками.

В приложении 5 мы приводим примерный перечень сказок, предназначенных для детского чтения. Выбор произведений обуславливался их содержанием, которое позволило формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволило педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом использовалось повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей, способствует формированию дружеских отношений.

Беседы о сказках «Гуси-лебеди», «Морозко» и т. п. помогали формированию у детей доброжелательности и справедливого отношения к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель сделал такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Морозко» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечали дети: «Несправедливо к ним относились, а я хорошо ко всем отношусь, младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогали переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении мы задавали детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. И т. п.

Одним из условий воспитания гуманных чувств, а это особенно важно при формировании дружеских взаимоотношений, является формирование у ребенка чувства прекрасного. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство - поэзия, музыка, живопись - способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребенка, умеющего радоваться, не остается места обидам, злобе, зависти. Взрослые же не всегда знают, как пробудить в ребенке чувство прекрасного. Общение детей с природой во время прогулок в парк, лес, на реку, в поле - одно из средств, вызывающих радость, развивающих восприимчивость к прекрасному. Поэтому педагог заранее готовился к таким прогулкам, создавал атмосферу радостного ожидания, таинственности, заинтересованности. «Дети,- говорит воспитатель,- завтра мы отправимся в страну ромашек. Постарайтесь увидеть в этой стране самое красивое. Потом мы об этом расскажем родителям, нарисуем картины». Такое вступительное слово взрослого помогло детям быть более наблюдательными при восприятии прекрасного в природе, и это способствовало воспитанию гуманных чувств.

Для всестороннего развития дружеских взаимоотношений мы включали детей в различную деятельность, связанную с осмыслением сказок. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки народов мира» и др.

Воспитатели подбирали диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре дошкольники смотрели фильмы; спектакли по мотивам сказок. Взрослые способствовали развитию детских игр по мотивам сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

В книжном уголке была подготовлена тематическая выставка. Здесь мы собрали сказки с богатым красочным описанием, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, где сказочные образы дают представление о морали, справедливости. Дети свободно могли пользоваться книгами, рассматривали иллюстрации, что помогало им вспомнить знакомые произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Воспитательная работа с учащимися начальных классов как средство формирования у них познавательного интереса
В целостной системе школьного воспитания выделяются две главные подструктуры: дидактическая и воспитание в узком смысле. Каждая из них имеет свою специфику, учет которой становится стержневым условием формирования познавательного интереса как интегрального личностного образования. Ибо создание сист ...

Возрастные аспекты воспитания и обучения
В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростков ...

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе заним ...

Навигация