В заключении нами было проведено занятие «Дружные ребята», в ходе которого мы организовали деятельность детей так, чтобы они больше взаимодействовали между собой, проявляли друг к другу лучшие качества. Конспект занятия приведен нами в приложении 4.
Также на формирующем этапе эксперимента нами была проведена работа с родителями, которая включала в себя проведение консультации на тему «Формируем у детей нравственные качества и дружеские отношения» (приложение 5), родительское собрание «Учим детей дружить», тематическая встреча с родителями «Хорошо и плохо» - азбука нравственности». В ходе этих мероприятий мы ставили перед собой цель привлечь внимание родителей к вопросу формирования дружеских отношений у детей. Мы стремились показать важность дружеских отношений в развитии личности ребенка, помочь родителям понять процесс формирования личности ребенка.
Также родители привлекались к организации детских праздников посвященных детским произведениям, организации выставок «Моя любимая книга», «Книги о дружбе». Родители помогали детям в подготовке инсценировок сказок «Гуси-лебеди», «Три поросенка».
Родители помогли нам оформить альбом с фотографиями «Мы дружные ребята». Тема фотоальбома посвящалась дружбе детей, где они все вместе изображены в разных видах деятельности в детском саду.
Таким образом, наша работа включала в себя разнообразную деятельность по формированию дружеских отношений посредством народной сказки. На формирующем этапе мы проводили с детьми беседы, читали им сказки, предлагали пересказать услышанное, подготовили и провели инсценировки по сказкам.
О том, какое влияние оказала, проделанная нами работа на формирование дружеских взаимоотношений детей, мы изучили на контрольном этапе эксперимента.
Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы по окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент.
Цель: анализ результативности проведенной работы.
Проверка результативности опытно – экспериментальной работы по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста проходила на основе сравнительного анализа сформированности дружеских отношений участников экспериментальной и контрольной групп.
Сопоставление уровня сформированности дружеских отношений в ходе экспериментальной работы позволило проследить влияние экспериментальных условий на их сформированность.
На контрольном этапе нами применены аналогичные методы методики исследования тем, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.
Нами изучались:
взаимоотношения между детьми;
проявление дружеских отношений у старших дошкольников.
Проведя социометрическое исследование и подсчитав число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе, мы занесли данные в таблицы 10,11.(Приложение 6) Выбор обозначают +, взаимный выбор - Ф.
Проведя сравнительный анализ количества выборов у детей, мы определили статусное положение каждого ребенка и распределили всех детей по условным статусным категориям:
Экспериментальная группа:
«предпочитаемые» - 5
«принятые» - 12
«непринятые» - 3
«изолированные» - 0
Контрольная группа:
«предпочитаемые» - 6
«принятые» - 12
«непринятые» - 2
«изолированные» - 0
Полученные результаты в процентном соотношении мы отразили в виде таблицы и гистограммы.
Таблица 7 Динамика статусных категорий у детей
Статус |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница |
До эксперимента |
После эксперимента |
Разница | |
Предпочитаемые |
0% |
25% |
+25% |
20% |
30% |
+10% |
Принятые |
40% |
60% |
+20% |
75% |
60% |
+5% |
Непринятые |
55% |
15% |
-35% |
5% |
10% |
+5% |
Изолированные |
5% |
0% |
-5% |
0% |
0% |
0% |
Материалы по педагогике:
Методы и приемы формирования познавательного интереса в
коллективных воспитательных делах с учащимися младших классов
Цель формирующего этапа – подобрать, обосновать и апробировать методы и приемы формирования познавательного интереса у учеников 3 класса во внеучебной воспитательной работе. Цель формирования познавательного интереса в воспитательном процессе выступает интегрирующим признаком, требующим единства фу ...
Формирование готовности
ребенка к школе средствами дидактической игры
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. ...
Планирование и выполнение проекта «Организация новогоднего
благотворительного концерта для детей школьного возраста»
Название проекта: « Дети - прежде всего». Вид проекта — комплексный, краткосрочный. Тип проекта — образовательный. Масштаб проекта (место выполнения) — в рамках учреждения образования средней школы № 11 г. Солигорска. Сроки выполнения : июнь - ноябрь 2009 г. Начало проекта июнь 2009 г. Общий срок р ...