Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Страница 2

Рис. 1 Гендерные представления о женщине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Рис. 2 Гендерные представления о мужчине детей из неполных и полных семей, выявленные на основе выбора личностных качеств

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующий вывод.

Дети из неполных семей в большей мере выбирают мужские качества для женщины. 18% детей из неполных семей считают, что женщина должна обладать такими качествами как смелость, воля, сила характера, надежность, ответственность. Т.е., можно предположить, что дети видят в своей матери проявление именно маскулинных качеств, возможно, выражающихся в ее манере общаться, стиле поведения и взаимоотношения с окружающими.

Что касается детей из полных семей, то лишь 3% видят в женщине мужские черты и выбирают соответствующие своему гендерному представлению личностные качества.

Стоит отметить разницу между выбором фемининных качеств. Доля выбора фемининных качеств у детей из полных семей превышает долю выбора у детей из неполных семей. Об этом говорит процентное соотношение: 51% / 30%. Соответственно, в женщине дети из полных семей в большей мере видят проявление типично женских черт характера, а дети из неполных семей отдают предпочтение качествам, присущим мужчине.

Большой процент детей из неполных семей (50%), так же, как и дети из полных семей (45%), приписывают женщине андрогинные качества. Например, такие как доброта, жизнерадостность, порядочность, честность, ум. Вероятно, у детей и той, и другой групп не вполне сформированы гендерные стереотипы относительно фемининных качеств.

Анализируя гендерные представления о мужчине детей из полных и неполных семей, следует отметить, что дети из полных семей в большей степени осознают те качества, которыми должен обладать мужской пол.

Что касается детей из неполных семей, то они больше выбирают для мужчины качества, присущие женщине, например, терпимость, заботливость, ласковость, чуткость. Количество таких выборов составляет 18%, в то время, как количество таких же выборов у детей из полных семей составляет 6%.

Сравнив два выбора – фемининных качеств и маскулинных, можно отметить, что дети из неполных семей в большей мере склонны представлять женщину с мужскими чертами и поведением, а мужчину, наоборот, с женскими чертами.

Для диагностики уровня сформированности полоролевой идентичности мы использовали интервью полоролевой идентичности. Результаты методики представлены в Приложении 2, таблице 3, на рисунках 3 и 4.

Таблица 3.

Специфика полоролевой идентичности младших школьников

Испытуемые

Полоролевая идентичность

Выбор

Девочки

Мальчики

Младшие школьники из неполных семей

Женский выбор

114 (81%)

65 (23%)

Мужской выбор

26 (19%)

215 (77%)

Младшие школьники из полных семей

Женский выбор

192 (76%)

21 (13%)

Мужской выбор

61 (24%)

147 (87%)

Рис. 3 Специфика полоролевой идентичности девочек

Рис. 4 Специфика полоролевой идентичности мальчиков

По данным диагностики можно сделать вывод о том, что полоролевая идентичность девочек и мальчиков из неполных и полных семей имеет как сходство, так и различия.

Девочки из неполных и полных семей почти в одинаковой мере выбирают для себя женские качества – 81% и 76%. Это довольно высокий показатель. Отметим, что доля выборов девочек из неполных семей немного превышает долю выборов девочек из полных семей. Возможно, здесь имеет место влияние матерей из неполных семей. Мы знаем, что в неполной семье мать заменяет ребенку отца, тем самым она одна должна играть две роли – свою и роль отца. Возможно, девочки из неполных семей в этом случае несколько идеализировали женский образ. Мы предполагаем, что им хочется быть женственнее, чем мама.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Понятие психологической готовности к обучению в школе и подходы к его определению в психолого-педагогической литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психолого-педагогической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются ...

Методы, приемы и виды работ по развитию выразительности чтения
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных часов, она сочетается с разнообразными видами работа на уроках русского языка и чтения. При этом особе значение приобретают организации и методы работы по выразительному чтению. От умелого образно-эмоционального чтения учителя во многом ...

Теория и практика организации управления процессом педагогической деятельности
Управление рассматривают, как целенаправленное, планомерное воздействие извне на организованный объект или процесс перевода системы из одного состояния в другое. Каждый современный руководитель стремится постичь науку управления, овладеть его научными методами, в совершенстве изучить объект управле ...

Навигация