Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Материалы о педагогике » Гендерные представления младших школьников из неполных семей » Опыт эмпирического исследования гендерных представлений младших школьников из неполных семей

Страница 5

1. Педагогам и специалистам, которые работают с младшими школьниками из неполных семей, при организации воспитательной и коррекционно-развивающей работы с ними необходимо учитывать тот факт, что у таких детей могут быть проблемы половой идентичности, формирования гендерных представлений.

2. Следует обращать внимание на особенности поведения мальчиков и девочек из неполных семей. Возможно, что в поведении девочек из неполных семей будут проявляться мужские особенности поведения (например, агрессивность), а у мальчиков – женские (например, словесная агрессия).

3. Учителям начальных классов, психологам, социальным педагогам рекомендуем запланировать цикл мероприятий, которые направлены на развитие гендерных представлений детей. В таких мероприятиях должны участвовать все дети – и из полных, и из неполных семей.

4. Для получения необходимой информации о гендерных представлениях младших школьников рекомендуем использовать интервью полоролевой идентичности и выбор личностных качеств, кроме того, мы считаем возможным использование оценочных шкал. Эти методики описаны в нашей работе.

5. Чтобы работа, направленная на развитие гендерных представлений детей была более эффективной, возможно привлечение родителей обоего пола к участию в запланированных мероприятиях.

Половая идентификация – это осознание и переживание индивидом своей половой принадлежности – маскулинности или фемининности, физиологических, социальных и психологических особенностей своего пола.

Это стадиальный процесс, который при жизни проходит каждый человек. Успешность прохождения этого процесса во многом зависит от того, в какой семье воспитывался человек.

В наше время становится все больше неполных семей. Тех семей, которые состоят из одного родителя. Соответственно, ребенок, воспитывающийся в неполной семье, подвержен искажению процесса половой идентификации. Это значит, что дети из неполных семей в большинстве случаев имеют неверные, неправильные гендерные представления. Человеку, выросшему без нормальной семьи, присуще недоверие к людям, подозрительность и, как следствие, склонность к отстраненности, изоляции, которые в свою очередь становятся причиной ограничения развития. Они обнаруживают, как правило, отставание в умственном и физическом развитии, повышенную агрессивность и чаще других пополняют состав колоний для малолетних преступников.

Психологи говорят о том, что дети в неполных семьях живут в состоянии постоянного чувства обделенности, неудовлетворенности или в состоянии фрустрации. Не стоит говорить, что подобное состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями. Нередко дети ощущают себя неравноправно среди других людей, стремясь компенсировать психологический дискомфорт тем, что пытаются сделать себя социально привлекательными для окружающих. Такие дети «вырабатывают» в себе различные «приспособительные» реакции, например, конформность, лояльность, терпимость, вежливость. Чрезмерная конформность может доходить у них до слабохарактерности, излишняя лояльность и терпимость – до потери собственной системы ценностей, а чрезмерная предупредительность и вежливость – до угодничества.

Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал свою половую принадлежность, но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола и психологически обретал свой пол. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. Идентификация со своим полом получает столь глубокое проникновение в самосознание личности, что интегрирует по всем звеньям самосознания. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола.

Для того чтобы успешно пройти процесс идентификации, младший школьник должен воспитываться и матерью и отцом. В противном случае, ребенок не усваивает свой психологический пол, не испытывает любовь к родителю противоположного пола. Он считает, что если воспитывается, либо одной матерью, либо отцом, значит, так и должно быть. Нередко из-за этого у ребенка возникают проблемы, как в школе, так и дома. Если ребенок не видел, как ведут себя отец или мать в тех или иных ситуациях, в своей жизни он не сможет воспроизвести женскую, либо мужскую модель поведения. Поэтому мы можем подтвердить, что, воспитываясь одним из родителей, ребенок, так или иначе, приобретает нарушение полоролевого поведения. Например, мальчики из неполных семей в большей мере склонны проявлять фемининные качества и следовать женскому типу поведения. Девочки тоже имеют неверные гендерные представления. Большинство из них считает, что женщина обладает в большей степени мужскими качествами, нежели женскими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы по педагогике:

Диагностика нарушенных речевых функций у детей 5-6 лет с дислалией
Научные исследования в области теории и практики логопедии доказали, что проведение комплексного и своевременного обследования ребенка с речевой патологией позволяет точно выявить структуру имеющегося нарушения и определить адекватные пути, средства, методы коррекции дефекта. Экспериментальная част ...

Народная педагогика
В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре­деляющий основное содержание эстетического воспитания моло­дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об­раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши­роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развити ...

Класс рыбы
При изучении темы «Класс рыбы» учащиеся получают знания об особенностях строения и процессов жизнедеятельности низших позвоночных. На примере речного окуня раскрываются признаки организации рыб как типично водных позвоночных. Освещение многообразия рыб позволяет познакомить школьников с отрядами ра ...

Навигация