В выборах девочек обеих категорий семей присутствуют не только женские выборы, но и мужские. Заметим, что девочки из полных семей в большей мере склонны к приписыванию себе мужских качеств. Есть вероятность того, что так происходит потому, что в семье они воспитываются и матерью, и отцом. Возможно, девочки выбрали для себя некоторые отцовские качества.
У мальчиков из неполных и полных семей выборы различны. Мальчики из неполных семей делают меньше выборов в пользу мужских качеств, нежели мальчики из полных семей (77% и 87%). Можно предположить, что мальчики, воспитывающиеся в семье, где есть отец, имеют представление о его поведении, о качествах, поэтому на основе данного образа они и приписывают для себя большее количество мужских качеств.
Что касается мальчиков из неполных семей, то можно отметить, что они в большей мере приписывают себе женские качества (23%). Вероятно, воспитываясь одной матерью, мальчики в ходе процесса идентификации имеют склонность копировать женское поведение, женские качества.
Мальчики из полных семей видят в себе меньшую долю женских качеств (13%). Больший акцент в их случае падает на выбор мужских качеств. Мы предполагаем, что немалую роль здесь играет влияние на воспитание отца.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специфика полоролевой идентичности младших школьников из полных и неполных семей различна.
Дети из неполных семей, в частности девочки, преимущественно выбирают для себя женские качества, но приписывают и мужские.
Мальчики из неполных семей выбирают для себя преимущественно мужские качества, но доля женских выборов у них больше, чем у мальчиков из полных семей.
Девочки из полных семей в большинстве случаев выбирают для себя женские качества, но имеют склонность приписывать себе мужские качества даже в большей мере, чем девочки из неполных семей.
Мальчики, воспитывающиеся в полной семье, главным образом делают мужские выборы, но в их выборах присутствует и доля женских качеств, но меньше, чем у мальчиков из неполных семей.
Для выявления гендерных представлений детей из неполных и полных семей, а именно оценки качеств, которыми должны обладать женщина и мужчина, мы использовали методику оценочных шкал. Результаты исследования приведены в Приложении 3, таблице 4, на рисунках 5 и 6.
Таблица 4. Гендерные представления детей из неполных и полных семей, выявленные на основе оценочных шкал
Испытуемые |
Оценочные шкалы |
Среднее значение |
Общее среднее значение | |
Девочки |
Мальчики | |||
Младшие школьники из неполных семей |
Трусливый – смелый |
54,2 |
54,6 |
54,4 |
Слабый – сильный |
55,4 |
54,6 |
56,7 | |
Заботящийся о себе – заботящийся о других |
56,9 |
61,5 |
59,2 | |
Грубая – нежная |
18,1 |
58,5 |
53,3 | |
Молчаливая – разговорчивая |
51,4 |
60 |
55,7 | |
Искренняя – скрытная |
41,8 |
25,3 |
33,5 | |
Младшие школьники из полных семей |
Трусливый – смелый |
59,6 |
56,5 |
58 |
Слабый – сильный |
53,8 |
58,4 |
56,1 | |
Заботящийся о себе – заботящийся о других |
55,5 |
46,8 |
51,1 | |
Грубая – нежная |
53,2 |
53,8 |
53,5 | |
Молчаливая – разговорчивая |
6,2 |
50 |
48,1 | |
Искренняя – скрытная |
21,4 |
22,5 |
21,9 |
Материалы по педагогике:
Знания и умения, которые должны иметь учащиеся
Так как точные результаты получаются при сравнении количеств, то нужно обозначить условными единицами знания и умения, подлежащие усвоению. Это обозначение условное. Например, учащиеся должны знать: химический знак кислорода, формулу молекулы, атомную массу, молекулярную массу кислорода. Всего четы ...
Образование как социокультурный феномен и
педагогический процесс
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процес ...
Дидактическая игра как средство, повышающее эффективность обучения русскому
языку в коррекционной школе
Игра, как феномен человеческой деятельности, издавна является предметом изучения самых разнообразных отраслей знаний: философии, социологии, кибернетики, психологии, педагогики. К настоящему времени накопился немалый фонд педагогической литературы об игре как средстве воспитания вообще. Имеются раб ...