В КГ лишь у 1 ребенка были подобные ошибки: «рутка - рука, лук – мак, шубка – шуба, сукрн – кран, сук – сок»; остальные слова составлены правильно.
Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности не смог никто из детей. 2 ребенка ЭГ и 6 детей КГ смогли составить частично лишь односложные слова: шар, дым, рак. Слова из 2 открытых слогов (лану – луна, зора – роза, ишан – шина) не смог составить никто. 4 ребенка из КГ и 6 детей ЭГ начинали выполнение задания, придумывая новые слова, потом объясняли что это трудно, принимали помощь. Примеры ответов приведены в таблице ниже.
арш |
дмы |
арк |
лану |
зора |
ишан | |
1 ребенок |
рыба |
+ |
арка |
удочка |
ослик |
шапка |
2 ребенок |
+ |
+ |
рыба |
зуб |
не могу | |
3 ребенок |
+ |
+ |
рыба |
- |
это трудно | |
4 ребенок |
каша |
+ |
+ |
- |
не знаю | |
5 ребенок |
рашере |
придумывает набор звукосочетаний | ||||
6 ребенок |
+ |
дыня |
- |
- |
молчит |
При предъявлении зрительного образа букв через некоторое время 3 детей из ЭГ и дети из КГ составили слова. 7 детей ЭГ перечисляли за экспериментатором звуки, не соединяя их в слова, и 4 из них в дальнейшем отказались выполнить это задание. 8 детей ЭГ и 4 детей КГ составили только односложные слова или включили новые слова, состоящие из других фонетически близких, а также артикуляторно и акустически далеких звуков. Анализ показывает, что допускаемые ошибки чаще встречаются в словах со стечением согласных. Операции фонетического синтеза у детей обеих групп в стадии формирования. У 4 детей с ОНР фонематический синтез не сформирован, у 6 детей отмечается его парциальная несформированность: дети могут составлять односложные слова из правильной последовательности звуков самостоятельно и слова из 2 слогов при помощи взрослого или зрительной стимуляции.
Исследование уровня сформированности фонематических представлений указано в таблице № 6.
Таблица № 6
Задания |
Количество детей, выполнивших задание с оценкой | ||||||
3 балла |
2 балла |
1 балл | |||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
Исследование умения |
находить картинку, в названии которой есть заданный звук |
1 |
8 |
5 |
2 |
4 |
- |
подбирать слова на заданный звук |
1 |
6 |
6 |
3 |
3 |
1 |
Материалы по педагогике:
Программированное обучение
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX века в США, когда психолог Б.Ф, Скиннер при помощи линейных программ рассчитывал повысить эффективность управления учебным процессом. Основная черта программированного обучения состоит в том, что предметное содержание подлежащего изучению м ...
Выбор системы обучения
Волков знаком с 5 системами обучения. (его классификация): 1. Линейно-последовательная система обучения – учебный материал по предмету изучается последовательно: каждый учебник, предмет разбивается на главы, разделы, параграфы, каждый раздел является продолжением предыдущего и опирается на него. Св ...
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот короткий по а ...