Описание организации и методов исследования

Страница 2

Начальные навыки- некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.

Самовыражение в разговоре - умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку.

Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.

Навыки планирования предстоящих действий - прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что–то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.

Альтернативы агрессивному поведению - каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Старшеклассникам даётся список утверждений с бланком для ответов.

Опрос проводится в два этапа.

На первом этапе испытуемый должен оценить насколько ему самому даются указанные социальные навыки.

Материалом к проведению методики служит опросник, который состоит из списка утверждений и бланка для ответов.

На втором этапе испытуемый должен оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.

На первом этапе мы получаем сведения о том, как старшеклассник сам оценивает свою успешность в том, или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем, на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того чтобы выяснить эти ориентиры, проводится второй этап, на котором предлагается оценить, насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного старшеклассника.

Анкета позволяет оценить уровень профессионального самоопределения старшеклассников (разработана автором).

Результаты, полученные путем диагностики уровня самооценки личности показали, что в экспериментальной группе низкий уровень закрытости выявлен только у 38% учащихся. У остальных 62 % уровень закрытости высокий, что отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой (рис. 1 соответствует низкому уровню показателей).

педагогический личность внешкольный старшеклассник

Рисунок 1 - Диагностика уровня самооценки и самопринятия в контрольной и экспериментальной группах, %

В контрольной группе, наоборот, количество человек с высоким уровнем закрытости составляет всего 8 %. Остальные 92 % старшеклассников имеют низкий уровень закрытости.

У 88 % учащихся из экспериментальной группы высокие показатели самоуверенности, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силы собственного «Я», высокой смелости в общении. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненный вопросы. У 12% отмечается низкий уровень самоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

В контрольной группе низкая самоуверенность отмечена только у 2 % учащихся. В целом, это высокие результаты и по обеим группам.

В экспериментальной группе 18 % учащихся имеют низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевым контролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением. В контрольной группе этот показатель равен 5 %.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей
Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных. Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры: «С ...

Рекомендации для социального педагога в работе с детьми с отклоняющимся поведением
Социальному педагогу необходимо использовать разнообразные формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально - важным навыкам; организация деятельности; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; миними ...

Законы и принципы научной организации труда педагога
В НОТ выявлено три фундаментальных закона, которые проявляются в любой деятельности, в том числе и педагогической. Первый из них гласит: Максимальная экономия и эффективное использование времени. Время- как основная мера процесса труда – категория не только философская, социальная экономическая, но ...

Навигация