Описание организации и методов исследования

Страница 6

Помимо этого, старшеклассники организовали работу «Клуба старшеклассников» в социальных сетях, где они могут обмениваться опытом с другими сверстниками, принимать участие в слетах и семинарах, приглашать к себе в клуб гостей на слет или семинар и т.д.

Через три месяца была проведена повторная диагностика уровня развития личности старшеклассников по выше описанным методикам.

1. Результаты повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия представлены на рис. 3.

Как показывают данные рис. 3, результаты диагностики улучшились. Отмечается положительная динамика по всем показателям. И хотя изменения показателей нельзя назвать значительными, в целом есть тенденция к повышению уровня развития выделенных качеств личности. В должном объеме можно оценить динамику по истечению полного учебного года.

Рисунок 3 - Результаты первичной и повторной диагностики уровня самооценки и самопринятия старшеклассников, %

Тем не менее, положительная динамика свидетельствует о продуктивности выбранной работы и о её позитивном влиянии на развитие личности старшеклассников.

2. Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков (рис. 4)

Рисунок 4 - Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников, %

Результаты повторной диагностики уровня развития социальных навыков старшеклассников также показали положительную динамику. Повышение уровня социальных навыков свидетельствует о повышении социальной компетенции испытуемых. В общем виде социальные навыки - это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми. Цель использования социальных навыков - это создание согласия и взаимопонимания с другим человеком или группой. Повышение уровня социальных навыков можно рассматривать как повышение уровня развитие личности.

Повторная диагностика уровня профессионального самоопределения также показала положительную динамику. Старшеклассники более обдуманно стали относится к выбору профессии, некоторые изменили свое мнение в отношении выбора профессии «для диплома», некоторых заинтересовала общественная деятельность. И хотя ребята еще не ставят «во главу угла» общественную деятельность, но рассматривают её как возможную будущую профессию.

Разумеется, нельзя силой заставить старшеклассника заниматься внешкольной деятельностью, поэтому не все испытуемые будут в дальнейшем ею заниматься. Однако проведенное экспериментальное исследование показало, что привлечение старшеклассников к внешкольной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности. Следовательно, выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.

Изучение теоретических и научно-практических источников показало, что старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В связи с необходимостью самоопределения возникают потребность разобраться в окружающем и в самом себе, поиски смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В старшем школьном возрасте усиливается общественная направленность личности ученика, его потребность принести пользу обществу, другим людям.

Развитие личности в старшем школьном возрасте - процесс двуединый, включающий в себя уподобление другим в общении и, с другой стороны, отличие себя от других в процессе уединения. Одни и те же личностные особенности у одного старшеклассника являются временными, у другого - индивидуально-личностными. Таким образом, для достижения желаемого эффекта внешкольной работы, направленной на развитие личности старшеклассника, необходимо учитывать все вышеперечисленные особенности этого возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Отношение к научным понятиям В.И.Вернадского
Размышляя долгие годы над фундаментальными научными понятиями «биосфера», «жизнь», «живое вещество», «ноосфера», над проблемами этики, морали, свободной научной мысли Личности, вскрывая логику естествознания, В.И. Вернадский неоднократно обращался к проблеме невыразимости научной мысли и научных по ...

Содержание и методика проведения дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе
Базисной программой " Пралеска" перед педагогами, организующими воспитательно-образовательный процесс в группе "Фантазеры" ставит следующие задачи. Прежде всего, это формирование представлений у детей о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаи ...

Принципы и методы организации педагогического действия
Организация процесса педагогического труда опираются на методы, которые вытекаю на таких исходных положений НОТП, как формулировка цели и задач (целиобразование), выбор целесообразных форм и методов труда, научно обоснованное планирование, выбор и целесообразное использование техники, средств труда ...

Навигация