Описание организации и методов исследования

Страница 4

Из опрошенных старшеклассников экспериментальной группы только 18 % собираются продолжать обучение по интересующей их профессии. Остальные 52 % учащихся собираются продолжить послешкольное обучение только для того, чтобы получить диплом. Работать по профессии они не собираются.

В основном, 62 % испытуемых считают выбор будущей профессии самостоятельным. 11 % испытуемых выбрали будущую профессию «за компанию» с друзьями. На выбор 5 % испытуемых оказала влияние семья, на 3 % школа (презентация профессий). 9 % испытуемых считают выбор будущей профессии случайностью, а 10 % затруднились ответить.

В контрольной группе 66 % учащихся определились с выбором профессии. 28 % решили после окончания школы совместить дальнейшее обучение и работу. 6 % испытуемых не определились с выбором и 4 % - решили пройти службу в армии.

Причины выбора профессии у испытуемых контрольной группы различные, но у 28 % выбор профессии обусловлен занятиями внешкольной деятельностью.

Таким образом, резюмируя данные трех диагностических исследований можно сделать вывод, что уровень развития старшеклассников из контрольной группы значительно выше, чем у ребят из экспериментальной группы.

В качестве повышения результативности исследованных выше показателей испытуемым из экспериментальной группы было предложено заняться внешкольной деятельностью, а именно, «взять на себя» руководство и деятельность «Клуба старшеклассников», который был создан на базе школы, но не функционировал по причине отсутствия должного внимания как педагогического коллектива, так и самих учащихся к деятельности этого клуба. Аналогичные клубы функционируют в учреждениях дополнительного образования и являются местом внешкольной деятельности учащихся.

Клубы старшеклассников, которые действуют на базе общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, при условии надлежащей организации педагогического процесса становятся институтами творческой жизнедеятельности и развития индивидуальных творческих способностей школьной молодежи; центрами активного досуга и улучшения психологического здоровья, снятия напряжения; школой формирования самостоятельности и местом выбора жизненного пути, проектированим личных планов и целей на будущее, обретением творческого опыта и всестороннего развития личности.

Мониторинг практической деятельности клубов старшеклассников дает основания утверждать следующее: клубы существенно дополняют деятельность основной школы в деле формирования жизненных компетентностей, развития творческой активности, интеллектуальных и творческих способностей молодежи, оказывают содействие в социализации и психологической адаптации детей старшего школьного возраста; клубы обеспечивают педагогическую организацию социально культурного влияния на развитие продуктивного творческого мышления воспитанников и их творческой активности, дают воспитанникам свободу выбора видов творческой деятельности, формируют индивидуальный стиль творческого поведения.

Для эффективности развития творческой активности, жизненных компетентностей личности в основу педагогического процесса клубов необходимо положить системно-целевой подход и максимальное приближение к естественным наклонам, нуждам и интересам воспитанников, признание приоритета воспитания и самоценности личности.

Клубы старшеклассников олицетворяют такие концептуальные подходы к организации учебной и воспитательной работы: гуманистический (приоритет общечеловеческих и моральных ценностей, значимость каждого человека, отдельного индивидуальной точки зрения); личностный (выбор каждым воспитанником собственной позиции, своего отношения к разным научным и социальным явлениям); интегративный (рассмотрение любых проявлений творческой деятельности в их взаимосвязи с жизненным и учебным опытом воспитанников клуба); диалогический (поиск путей взаимопонимания и творческого взаимодействия с теоретическими концепциями и их носителями).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивн ...

Особенности использования игры в процессе проведения фронтальных коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Развитие речи детей в значительной мере определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечеств ...

Формирование культуры делового общения посредством работы в системе Интернет
Различные дидактические аспекты проблемы компьютеризации обучения разрабатывались в нашей стране Б.С. Гершунским, И.О. Логвиновым, В.С. Леднёвым, В.В. Рубцовым, А.Я. Савельевым, Н.Ф. Талызиной, и др. Но в работах вышеперечисленных авторов практически не затрагивались возможности включения в процесс ...

Навигация