Требования профессии к личности педагога

Страница 10

Педагоги с незначительным формированием профессиональной деструкции имеют стаж преподавательской деятельности от 5 до 10 лет (57 %). Симптом начинает формироваться в большей степени у педагогов, имеющих стаж свыше 10 лет (36 %), также незначительно отличается группа с педагогическим стажем от 0 до 5 лет (32 %).

Также следует отметить, что немаловажную роль в профессиональной деятельности педагогов играют их взаимоотношения с коллегами и руководством. Проблемы в отношениях с коллегами может послужить дополнительным фактором стрессовой ситуации, а значит, в дальнейшем может привести и к формированию деструкций.

Педагоги, чьи отношения с руководителем являются удовлетворительными, проявили симптомы профессиональной деструкции в меньшей степени (65 %). Сложившийся же симптом профессиональной деструкции наблюдается в группах педагогах, отношения с руководителем которых не удовлетворительны – 48 %. Таким образом, риск развития деструкций зависит от отношений между подчиненными и их руководителем.

Таблица 5 - Распределение выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с непосредственным руководителем

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся симптом

65

51

29

19

Симптом в фазе формирования

18

29

35

33

Сложившийся симптом

17

20

36

48

Педагоги, у которых не выявлен синдром профессиональной деструкции, в 68 % случаев удовлетворены отношениями в коллективе и в 54 % - скорее удовлетворены. В группе специалистов с высоким уровнем профессиональной деструкции 51 % не удовлетворены отношениями в коллективе. Следовательно, чем больше педагог удовлетворен отношениями в коллективе, тем менее он подвержен риску возникновения деструкций.

Таблица 5 - Распределение выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с коллективом

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся симптом

68

54

30

16

Симптом в фазе формирования

20

22

35

33

Сложившийся симптом

12

24

35

51

Психологическое самочувствие педагога оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу образовательного учреждения в целом. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема профессиональной дедукции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональная дедукция – весьма серьезное препятствие для развития в образовательном учреждении инновационных процессов.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

История деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как ...

Специфика делового общения
Каждый человек в процессе жизнедеятельности выполняет множество функций: служебные, семейные, в ходе реализации которых складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения. Это обуславливает наличие разных видов общения: личностное, деловое и т.д. Деловое общение определяется как ви ...

Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
Для того чтобы подвижные игры благоприятно и с пользой влияли на организм ребенка, доставляли им радость, педагог должен знать методику проведения подвижных игр. Перед проведением подвижных игр воспитатель должен серьезно отнестись к выбору игры. Подбирая игру, он должен обращаться, прежде всего, к ...

Навигация