Требования профессии к личности педагога

Страница 10

Педагоги с незначительным формированием профессиональной деструкции имеют стаж преподавательской деятельности от 5 до 10 лет (57 %). Симптом начинает формироваться в большей степени у педагогов, имеющих стаж свыше 10 лет (36 %), также незначительно отличается группа с педагогическим стажем от 0 до 5 лет (32 %).

Также следует отметить, что немаловажную роль в профессиональной деятельности педагогов играют их взаимоотношения с коллегами и руководством. Проблемы в отношениях с коллегами может послужить дополнительным фактором стрессовой ситуации, а значит, в дальнейшем может привести и к формированию деструкций.

Педагоги, чьи отношения с руководителем являются удовлетворительными, проявили симптомы профессиональной деструкции в меньшей степени (65 %). Сложившийся же симптом профессиональной деструкции наблюдается в группах педагогах, отношения с руководителем которых не удовлетворительны – 48 %. Таким образом, риск развития деструкций зависит от отношений между подчиненными и их руководителем.

Таблица 5 - Распределение выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с непосредственным руководителем

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся симптом

65

51

29

19

Симптом в фазе формирования

18

29

35

33

Сложившийся симптом

17

20

36

48

Педагоги, у которых не выявлен синдром профессиональной деструкции, в 68 % случаев удовлетворены отношениями в коллективе и в 54 % - скорее удовлетворены. В группе специалистов с высоким уровнем профессиональной деструкции 51 % не удовлетворены отношениями в коллективе. Следовательно, чем больше педагог удовлетворен отношениями в коллективе, тем менее он подвержен риску возникновения деструкций.

Таблица 5 - Распределение выраженности симптомов профессиональной деструкции в зависимости от удовлетворенностью отношениями с коллективом

Степень выраженности симптомов

Полностью удовлетворены

Скорее удовлетворены

Скорее не удовлетворены

Полностью не удовлетворены

Не сложившийся симптом

68

54

30

16

Симптом в фазе формирования

20

22

35

33

Сложившийся симптом

12

24

35

51

Психологическое самочувствие педагога оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу образовательного учреждения в целом. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема профессиональной дедукции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. Профессиональная дедукция – весьма серьезное препятствие для развития в образовательном учреждении инновационных процессов.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по педагогике:

Опытно-экспериментальная работа по использованию народной сказки в процессе формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из целей и задач нашего исследования, а, также опираясь на результаты констатирующего эксперимента, мы наметили и провели формирующий эксперимент. Формирующий эксперимент проводился только в экспериментальной группе, контрольная группа функционировала в обычных условиях. Цель: развивать друж ...

Исследование особенностей письма у учащихся младших классов
При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы задания и серии заданий из методик Т.В. Ахутиной, Т.А. Фотековой, Л.Г. Парамоновой. Анализ научно-теоретических предпосылок, а также психологических особенностей исследуемых детей позволил обозначить цель проведения констатирующ ...

Организация и методы экспериментального исследования
Цель констатирующего этапа исследования состояла в изучении особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МДОУ №19 «Солнышко» г. Кумертау. Задачи констатирующего этапа 1. Выявить показатели эмоционального развития дошкольников и особенности их прояв ...

Навигация