Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 2

Педагогически эффективным на этапе формирующего эксперимента оказалось применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий, разных типов занятий, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности (игровое, песенное, танцевальное творчество, импровизация на детских музыкальных инструментах, основы актёрского мастерства, основные принципы драматизации). Все это при ведущей роли музыки способствовало эмоциональной увлеченности детей различными видами искусства и осознанности их восприятия, что в свою очередь способствовало развитию художественно-образного мышления.

Ниже предлагается примерный календарно-тематический план проведения уроков музыки по разработанной нами методике.

Тема урока

Цели и задачи

Используемый материал

1

«Цирк! Цирк! Цирк».

- Познакомить детей с цирковым искусством;

- развивать умение распознавать образы в музыке; - развивать композиционное умение; - познакомить с цирковыми персонажами.

Музыкальный ряд: музыка из кинофильма «Цирк» И.О. Дунаевский, Д.Б. Кабалевский «Клоуны».

Зрительный ряд: репродукция картины художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре»; цирковые афиши, презентация «Герои цирка».

Литературный ряд: стихи В. Приходько о цирке.

2

«Поздравительная открытка»

- Познакомить с историей возникновения и особенностями эволюции открыток; - развивать умение подбора соответствующих средств выразительности в изобразительном искусстве к музыкальному произведению;

- формировать творческое умение создания собственной открытки.

Исторический ряд: из истории поздравительной открытки.

Музыкальный ряд: «Мамина песенка» Филипенко.

Зрительный ряд: открытки.

Художественный труд: создание собственной открытки путем аппликации.

3

«Осень в искусстве»

- Создать единое представление об осени; - развивать умение выразить впечатления о музыкальном произведении, картине в форме высказывания; - овладение художественными образами, выразительными средствами языка; - формирование глубокого уважения к природе.

Лирика: А. С. Пушкин «Унылая пора», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», М. Исаковский «Попрощаться с тёплым летом»

Репродукции картин: И. Левитан «Осень золотая», «Осень в сокольниках», К. Коровин «Осень. Девушка в саду», В. Серов «Октябрь»;

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», П. И. Чайковский «Октябрь»

Практическая работа: рисунок на тему «Осень»

4

«Богатырская тема в русском искусстве»

- Знакомство с богатырской силой Руси; - развивать творческие способности; - познакомить с творчеством А. Бородина, В. Васнецова; - развивать умение сопоставлять богатырские образы в живописи, музыке и литературе.

Литературный ряд: Фрагмент из былины «Илья Муромец и Святогор», А.С. Пушкин. Фрагмент из поэмы «Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд: А. Бородин. Симфония №2, 1 часть, экспозиция.

Зрительный ряд: Картина «Богатыри» В. М. Васнецов.

5

«Композитор и художник в театре»

- Определить роль композитора и театрального художника в создании спектакля; развитие информационной культуры, творческой фантазии, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; - выполнение эскиза декорации.

Зрительный ряд: Н. Гончарова эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков фрагменты из оперы «Золотой петушок».

Литературный ряд: А. Пушкин «Сказка о Золотом петушке».

6

«Путешествие в эпоху барокко»

- Познакомить учащихся с искусством барокко;

- сформировать у учащихся целостное представление об эпохе через музыкальные произведения А. Вивальди, архитектурные строения того времени, художественные картины, предметы.

Зрительный ряд: символы-предметы конца 17 века (веера, мушки, платья и др.), фотографии образцов архитектуры русского барокко; Караваджо «Лютнист», скульптура Дж. Л. Бернини «Дафна и Аполлон».

Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года»;

Литературный ряд: С. Полоцкий «Стихи к осудару царевичу», Л. Марченко «Времена года».

7

«В гостях у народных умельцев»

- Провести путешествие по местам художественных промыслов с опорой на выставку; - показать связь устного, музыкального фольклора, воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству; - познакомить со сказом о Хохломе.

Зрительный ряд: готовые изделия хохломской росписи, заготовки под роспись.

Знакомство с музыкальными инструментами: трещотка, балалайка, гармошка, свирель, бубен, дудочка, ложки.

Литература: сказ о Хохломе.

8

«Культура народов Севера»

- Знакомство с культурой народов Севера; знакомство с музыкальными инструментами народов севера; - изучение особенностей орнаментального оформления одежды; - особенности музыкального народного творчества;

Зрительный ряд: иллюстрации орнаментов, эскизы одежды.

Литературный ряд: поэтическое творчество А. Тарханова

Музыкальный ряд: звучание санквылтапа, аудиозапись тумрана.

Выполнение аппликации: хантыйские орнаменты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Цели и задачи семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
Цели семейного воспитания, отражая требования государства, общества и конкретной социальной группы к личностным особенностям людей, все же отражают их уникальное своеобразие. В современной педагогической литературе оно увязывается с направленностью педагогической деятельности родителей на воспитате ...

Организация и содержание констатирующего эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось в сентябре 2008г. на базе МДОУ «Детский сад №133» г. Рязани в три этапа: 1) Констатирующий эксперимент; 2) Формирующий эксперимент; 3) Контрольный эксперимент. Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень сформированности словообразовательных умений ...

Понятие алгоритма. Элементарная операция. Этапы алгоритмического процесса
Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определённой (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу (или типу). Элементарными считают те о ...

Навигация