Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 3

В Приложении №1 представлен конспект урока музыки по одной из тем календарно-тематического плана.

Для закрепления полученных знаний и умений детей в области музыки и изобразительного искусства, выявления реакций на изменение настроений, развития «интонационно-образного» словаря детей применяется цветовое уподобление.Этот прием, позволял усвоить и применить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме, что так же положительно сказалось на развитии восприятия музыки.

Учащимся предлагалось выполнить задание: определенный цвет (небольшие цветные карточки) связать с соответствующим настроением музыки. Для развития ассоциативного мышления у детей, мы использовали ряд заданий на сопоставление цвета – характеру музыкального произведения. Исследования Л. Н. Мироновой подтверждают, что: «Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется – цветовые ассоциации, которые индивидуальны и накапливаются в процессе приобретения жизненного опыта».

Установлено, что степень адекватности цветового решения к музыкальному произведению может выступать в качестве показателя эмоциональной активности восприятия у детей.

Музыкально-цветовое восприятие у детей проявляется как спонтанная, объективная в зрительных и слуховых представлениях эмоциональная реакция, которая зависит от характера музыкального произведения.

Нами использовался прием «цвет-настроение», который позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение.

В следующем задании детям предлагалось в мимике и жестах передать настроение, переданное в произведении искусства. С большим удовольствием ребята относились к выполнению задания, связанному с моторно-двигательным уподоблением

эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения).

Это побуждало детей к осознанию свойств музыкальной речи, передачи характера музыки в каждый момент ее звучания (размеренно выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и являлось наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной составляющей музыкального восприятия, музыкального мышления, воображения ребенка.

Также детям предлагалось выбирать музыкальные инструменты для оркестровки прослушанного произведения. Они меняли инструменты в соответствии с изменениями характера музыки, проявляя свое отношение к образу. На одном из занятий ребятам было предложено подобрать инструменты для оркестровки пьесы В. Мурадели «Волк». Детьми были выбраны: маракасы, бубны («так трава сухая шелестит под лапами волка»), ложки («волк зубами клацает»). Очерёдность звучания инструментов определилась следующая: отдалённый «шелест» маракасов усиливался («волк приближался») вступлением бубна и далее подхватывался «щелканьем» ложек («волк голодный и злой»), по мере удаления персонажа всё исполнялось в зеркальном порядке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Особенности физического развития младших школьников
Мышцы детей в этом возрасте имеют более пластичную структуру, по сравнению с взрослыми. Они обладают хорошей эластичностью, поэтому болевые и тянущие ощущения сведены к минимуму (при тренировке), суставы так же подвижны и с лёгкостью поддаются тренировке гибкости, что придаёт детям в этом возрасте ...

Использование информационных технологий в развивающем обучении
В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. “Отработка” применяемых в сфере развивающего обучения ИТ должна ставить своей це ...

Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...

Навигация