В Приложении №1 представлен конспект урока музыки по одной из тем календарно-тематического плана.
Для закрепления полученных знаний и умений детей в области музыки и изобразительного искусства, выявления реакций на изменение настроений, развития «интонационно-образного» словаря детей применяется цветовое уподобление.Этот прием, позволял усвоить и применить новое слово-образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме, что так же положительно сказалось на развитии восприятия музыки.
Учащимся предлагалось выполнить задание: определенный цвет (небольшие цветные карточки) связать с соответствующим настроением музыки. Для развития ассоциативного мышления у детей, мы использовали ряд заданий на сопоставление цвета – характеру музыкального произведения. Исследования Л. Н. Мироновой подтверждают, что: «Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние. Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Всё это называется – цветовые ассоциации, которые индивидуальны и накапливаются в процессе приобретения жизненного опыта».
Установлено, что степень адекватности цветового решения к музыкальному произведению может выступать в качестве показателя эмоциональной активности восприятия у детей.
Музыкально-цветовое восприятие у детей проявляется как спонтанная, объективная в зрительных и слуховых представлениях эмоциональная реакция, которая зависит от характера музыкального произведения.
Нами использовался прием «цвет-настроение», который позволяет детям через цвет отобразить настроение, характер музыки. Главное, что они уже не просто рисуют на заданную тему, а стараются использовать те средства выразительности, которые соответствуют характеру музыкального произведения, понимают, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение.
В следующем задании детям предлагалось в мимике и жестах передать настроение, переданное в произведении искусства. С большим удовольствием ребята относились к выполнению задания, связанному с моторно-двигательным уподоблением
эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения).
Это побуждало детей к осознанию свойств музыкальной речи, передачи характера музыки в каждый момент ее звучания (размеренно выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, изменений характера звучания) и являлось наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной составляющей музыкального восприятия, музыкального мышления, воображения ребенка.
Также детям предлагалось выбирать музыкальные инструменты для оркестровки прослушанного произведения. Они меняли инструменты в соответствии с изменениями характера музыки, проявляя свое отношение к образу. На одном из занятий ребятам было предложено подобрать инструменты для оркестровки пьесы В. Мурадели «Волк». Детьми были выбраны: маракасы, бубны («так трава сухая шелестит под лапами волка»), ложки («волк зубами клацает»). Очерёдность звучания инструментов определилась следующая: отдалённый «шелест» маракасов усиливался («волк приближался») вступлением бубна и далее подхватывался «щелканьем» ложек («волк голодный и злой»), по мере удаления персонажа всё исполнялось в зеркальном порядке.
Материалы по педагогике:
Проблемы машинных методов обучения
Машинные методы обучения с опорой на вычислительную технику, т.е. компьютер, выступают в качестве помощника преподавателю. В настоящее время в большинстве учебных заведений имеются компьютерные классы с объединением компьютеров в локальные вычислительные сети. Эффективность использования средств, в ...
Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...
Структура и виды деловых писем на английском языке
Оформление письма на английском языке имеет некоторые специфические особенности, поэтому перейдем к краткому описанию особенностей оформления отдельных частей. Теоретические аспекты составления делового письма нами были просмотрены в первой главе, во второй же мы собираемся рассмотреть их подробнее ...