Таким образом, дети смогли продемонстрировать свою способность понимать и применять на практике средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, темп, чувство формы) активно использовать возможности детских музыкальных инструментов, с целью передачи характера персонажа.
Также нами использовался метод полихудожественного уподобленияхарактеру музыки, что позволяло ребенку осознать семантику выразительных средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства в плане общности или различия выраженных в них настроений и, наоборот, сравнение картины с несколькими музыкальными произведениями, сопоставление музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, инсценировки, сопровождающиеся классической музыкой, творческие ритмопластические импровизации детей способствовали образованию синестезийных связей, полимодальных ассоциаций, углубляющих восприятие искусств.
Опыт работы показал, что необходимым условием развития музыкального восприятия у младших школьников на основе синтеза искусств является накопление интонационного-образного опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства, а также развитие эмоциональной отзывчивости. В процессе приобретения опыта восприятия музыкальных произведений эмоция выступает в роли первоначальной оценки.
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное восприятии музыки. Уровень развитости музыкального восприятия может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, к более глубокому её познанию.
После проведения уроков по указанной методике была сделана повторная контрольная оценка уровня развитости музыкального восприятия у младших школьников. Диагностические задания были аналогичны констатирующему этапу.
Результаты повторной диагностики уровня объёма интонационно-образного словаря нашли отражение в таблице №5.
Таблица №5
Диагностика уровня объёма интонационно-образного словаря учащихся на заключительном этапе эксперимента
Уровень развития |
ЭГ (n=26) |
КГ (n=26) | ||
Кол-во реципиентов |
% |
Кол-во реципиентов |
% | |
высокий |
9 |
35 |
5 |
19 |
средний |
11 |
42 |
12 |
46 |
низкий |
6 |
23 |
9 |
35 |
Материалы по педагогике:
Общая характеристика внеклассной работы по математике
Одной из важнейших целей проведения внеклассной работы по математике является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах. У учащихся имеется большое желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлека ...
История возникновения вредных привычек
К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещес ...
Психологическая поддержка учеников, обучающихся в классе, на
уровне родительского комитета
В первых классах у детей только формируется психика, и очень важно, чтобы она формировалась правильно. В школе ребенку могут помочь как учителя, так и родительский комитет в сотрудничестве с социальными работниками. Родительский комитет, в свою очередь, обязан: обеспечить индивидуальный подход к ка ...