Дружба и взаимопомощь как нравственные феномены начинают развиваться, однако без специального руководства представления об этих феноменах и особенности их реализации в процессе совместной деятельности имеют характер, противоположный представлениям о них как об общечеловеческих нравственных ценностях. Например, отношения между детьми "ты мне - я тебе", отсутствие интереса к внутреннему миру сверстника, бескорыстной помощи ровесникам, которых ребенок не считает другом, эмоционально-положительных проявлений радости за успех товарища и т.д.
Необходимость актуализации некоторых моральных представлений у детей и эмоционально-положительного отношения к реализации их во взаимоотношениях со сверстниками, побуждает нас провести теоретический анализ проблемы эмоционально - нравственной направленности личности старшего дошкольника и построить педагогический процесс по формированию у детей соответствующих представлений и основ нравственного поведения в коллективе сверстников.
Успешность процесса формирования дружеских отношений зависит от множества факторов. Мы выделили один из факторов – народную сказку. Преимущество народной сказки как средства воспитания нравственных чувств — в его эмоциональной оценке действительности. Народная сказка активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
Роль сказки в развитии ребенка дошкольного возраста велико. Чтение, рассказывание и пересказывание народных сказок ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, формируя, тем самым, предпосылки формирования у детей дружеских отношений.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы стремились преодолеть отчужденные позиции в отношении сверстников, не пользующихся популярностью, разрушить барьеры, отгораживающие ребенка от других. Необходимо было нейтрализовать страх недооценивания, отвержения у неуверенных в себе детей, выделив наиболее сильные стороны в структуре их индивидуальности. Важным представлялось показать самоценность каждой личности, в том числе и у агрессивных детей, пытающихся утвердиться в группе сверстников любым путем.
Мы исходили из того, что подчеркнутое внимание и доброжелательность товарищей помогут снять многие барьеры в установлении коллективных взаимоотношений.
Согласно перспективно-тематическому плану, мы реализовали комплекс мероприятий с использованием народной сказки, направленных на формирование дружеских отношений у детей экспериментальной группы.
Полученные в ходе контрольного этапа эксперимента результаты позволили нам сделать вывод об эффективности, проведенной нами работы по формированию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок.
Результаты нашего исследования подтвердили гипотезу о том, что: формирование дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- с детьми старшего дошкольного возраста планируются и проводятся различные мероприятия с включением народных сказок;
- используются приемы, направленные на анализ народных сказок и умение инсценировать их;
- родители привлекаются к проведению различных мероприятий с включением народных сказок.
Отметим также, что цель работы достигнута, задачи решены.
Данной работой мы не решаем всех задач формирования дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста. В нашем исследовании мы сделали попытку рассмотреть народную сказку как одно из средств формирования дружеских взаимоотношений у детей. В дальнейшем мы планируем проведение исследовательской работы по формированию дружеских взаимоотношений у дошкольников в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Материалы по педагогике:
Значение и место жанра фортепианной сонаты в творчестве Й. Гайдна и В.А. Моцарта
К фортепианной сонате, как и к симфонии, Гайдн обращался на протяжении всего своего творческого пути. Работа над этими жанрами шла параллельно , но творческие задачи, которые ставил себе композитор в одном и другом случае, заметно отличались. Сама специфика камерной сольной музыки побуждала его зде ...
Уровень
сформированности основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном
развитии
Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения №40 г. Краснодара с февраля по июнь 2013 г. В исследовании приняли участие 14 детей старшей группы. Исследование проходило в три этапа. На первом этапе эксперимента была проведена беседа с педагогом-психологом и анализ карт ра ...
Классификация алгоритмов
Как и любое множество объектов, множество алгоритмов, можно классифицировать по различным основаниям. Для того чтобы выяснить, как обучить алгоритму, необходимо представлять цель применения данного алгоритма: преобразование объекта или его распознавание. В курсе алгебры 7-9 классов большинство алго ...