Где прячется серый полосатый кот? – за
Где сидит черный кот? – в
Откуда на нас смотрит кот около лестницы? – из
Куда идет серый кот с букетом? – в, к
Куда смотрит рыжий полосатый кот? – на
Где он сидит? – перед
Где ходит кот с черной спинкой и белой мордочкой? – по
Откуда он спрыгнет? – с
Оценка:
3 балла – правильное употребление предлогов;
2 балла – при употреблении слов допущено 2-3 ошибки, коррекция после оказания помощи, имеются повторы предлогов;
1 балл – при воспроизведении слов допущено более 3 ошибок, оказываемой помощью не пользуется, требуются многочисленные повторы.
А.г) Исследование умения согласовывать прилагательные
с существительными в роде и числе
Материал: картинки: желтые, майка, мяч, яблоко, сапоги; красные роза, флаг, кресло, туфли; голубые сумка, автобус, полотенце, ножницы.
Инструкция: «Назови, какой по цвету этот предмет?»
Оценка:
3 балла – согласование правильное;
2 балла – при согласовании слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – согласование нарушено, допущено 3 ошибки, оказываемой помощью не пользуется.
А.д) Дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени.
Материал: предметные картинки с изображением детей, выполняющих гимнастику.
Инструкция: «На этих картинках изображены дети, делающие зарядку. Оля и Митя показывают, какие упражнения нужно выполнить. И девочки с мальчиками делают их. А теперь покажи, где поднимает Митя руки, а где поднимают руки дети? Где наклоняются, а где наклоняется?» и т.д. «Посмотри и скажи: Что делает Оля? Что делают девочки?» (Поднимает (ют) руки вверх) и т.д.»
Оценка:
3 балла – согласование глаголов правильное;
2 балла – при употреблении слов допущено 2 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – при воспроизведении слов допускаются многочисленные ошибки, оказываемой помощью не пользуется.
е) Исследование умения согласовывать числительные с именами существительными
Материал: цифры 1,2,3,7; тетрадь, карандаш, яблоко.
Инструкция: «Я буду прикладывать цифру к предмету вот так. Сколько тетрадей? (одна) А теперь назови количество предметов (две тетради, три тетради, 7 тетрадей) и т.д.»
Оценка:
3 балла – правильное согласование числительных с именами существительными;
2 балла – при согласовании допущено 2-3 ошибки, коррекция после оказания помощи;
1 балл – согласование нарушено, допущено более 3 ошибок в изменении окончаний, оказываемой помощью не пользуется.
Б. Выявление навыков словообразования
Б.а) Выявление умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Материал: картинки: мяч, ложка, кастрюля, юбка, туфли, сапоги, лук, морковь, лимон, носки, игла, малина.
Инструкция: «Посмотри на картинку и покажи, где большой стул, а где маленький стульчик и т.д. Я буду называть тебе большой предмет, а ты мне маленький. Большой мяч, а маленький? И т.д.».
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается помощь, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, помощь принимается не всегда, частичное выполнение задания.
Б.б) Выявление умения образовывать относительные прилагательные.
Речевой материал: шуба из меха – меховая, брюки из джинсовой ткани – джинсовые, платье из шелка – шелковое, юбка из бархата – бархатная и т.д.; картинки: шерстяная шапка, бархатная юбка, джинсовые брюки, кожаные сапоги, резиновые галоши, соломенная шляпа, ситцевый платок.
Инструкция: «В магазин поступил новый товар. Посмотри на картинки. Что это? Из чего сделано? Если платье из шелка, то оно какое? Как по-другому можно сказать? (шелковое) и т.д.»
Оценка:
3 балла – самостоятельное выполнение задания с первого предъявления в полном объеме;
2 балла – допущено не более 2 ошибок, принимается повторная помощь экспериментатора, выполнение задания не в полном объеме;
1 балл – допускаются многочисленные ошибки, искажения, повторы словосочетаний типа «юбка из бархата», помощь используется не всегда.
Б.в) Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: игра «Загадки Карандаша»; изображения Карандаша и диких зверей с недостающими частями тела и отдельных изображений недостающих частей (ухо зайца, хвост лисы, рога коровы, нос медведя, иголки ежа, усы кошки, лапы собаки, пятачок свиньи, хвост белки).
Процедура и инструкция: «Сегодня Карандаш решил с нами поиграть: не дорисовал зверей. Посмотри, кого он изобразил? Назови». Ребенок называет. «Все ли части тела у них нарисовал Карандаш? Чего не хватает у лисы? (хвоста). Как можно назвать хвост лисы? По-другому можно сказать: лисий хвост. «Скажи, чьё это ухо (ухо зайца). Как назвать ухо зайца по-другому. Прикладывай зайцу его заячье ухо» и т.д.
Материалы по педагогике:
Понятие восприятия в современной педагогике и психологии
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас субъективный эффект в виде ощущений. Но, когда мы говорим об ощущениях, то мы понимаем, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы ...
Значение проектов. Модели педагогического проектирования
У педагогического моделирования есть «термен-партнер», часто сопровождающий его в научных тестах, -это проектирование. Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный (предположительный) тест какого-либо документа. Во-втор ...
Требования к правильному составлению тестов. Основные
правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...