По мнению философов и социологов, первым этапом к развитому информационному обществу является компьютеризация сфер жизнедеятельности человека.
Но компьютер - это только средство, которое само по себе ничего не гарантирует. Эффективность обучения зависит от качества педагогических программных продуктов. Проанализируем ситуацию с обучающими программами, сложившуюся на данный момент в теории и практике обучения.
В настоящее время нет единой классификации обучающих компьютерных программ, более того, нет даже единой основы для таковой. В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин существенно разный смысл или, наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. Анализ, проведенный Е.И. Машбицом, приводит к выводу, что многие авторы выделяют среди них следующие пять типов: тренировочные, наставнические, проблемного обучения, имитационные, игровые.
Разными исследователями за основу классификации берутся различные признаки, позволяющие систематизировать педагогические программные продукты:
•по целевому назначению: управляющие диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционный контролирующие, моделирующие;
•по функциональному назначению:
1)вычислительные операции в рамках изучаемого предмета;
2)поиск учебной информации;
3)получение рекомендаций и разъяснений при выполнении заданий (экспертные системы);
4)тестирование знаний;
5)управление процессом обучения.
В.М. Монахов, пользуясь этим же принципом классификаций, выделяет следующие педагогические программные продукты: отработка механических навыков, формирование практических умений, справочные учебные системы, демонстрационные системы, развивающие системы, образовательные игры, моделирование, программа как средство обучения.
•по принципу организации структуры программы:
1)линейные, когда все учащиеся проходят единую программу в соответствии с индивидуальным темпом работы;
2)разветвленные, использующие ответы учащихся для определения управления порядком продвижения по программе;
3)алгоритмизированные, где при проектировании программы надо строить модель умственной работы ученика;
4)диагностические, реализующие адаптацию не к вероятной, а к действительной ошибке;
5)проблемные, которые вводят в проблему, дают возможность ученику осознать ее, управляют процессом решения;
6)программы с саморегуляцией, возможность создания и использования которых вытекает из фундаментального положения педагогической психологии о том, что учащийся не только объект, но и субъект обучения, обладающий мотивационной готовностью к совершенствованию своей учебно-познавательной деятельности.
•по способу организации управления познавательной деятельностью учащихся:
1)строго регламентирование программой;
2)«свободное» обучение, которое можно сравнить с самообучением.
В зарубежных публикациях приводятся и другие подходы к классификации педагогических программных продуктов. В последнее время предпринимаются попытки создать научную основу для классификации.
В настоящее время обучающие компьютерные средства поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:
-предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);
Материалы по педагогике:
Требования профессии к личности педагога
«Образ педагога» обсуждался во все времена, эта тема стала еще более актуальной сегодня, когда в России набирает обороты реформа образовательной системы. Государство и общество предъявляют школе большие требования. Грядут серьезные изменения. И в первую очередь должен меняться педагог. Современному ...
Создание и развитие системы высшего музыкального образования в г. Белгороде
Имея широкую сеть детских музыкальных школ, два средних учебных заведения, дающих музыкальное образование, город Белгород не имел долгое время высшего музыкально-образовательного учреждения. Получить высшее музыкальное образование можно было лишь покинув пределы города. Студенты из г.Белгорода обуч ...
Проблема педагогической технологии в исторической
ретроспективе
Пожалуй, впервые педагогическая технология в ее исторической ретроспективе стала предметом исследования Ф.А. Фрадкина и его единомышленников: Л.И. Богомоловой, Е.Ю. Рогачевой, СИ. Мезенцевой, Н.Г. Осуховой, М.Г. Плоховой, Л.Л. Кирсановой и др. Тщательно изучение и анализ педагогических технологий п ...