Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 2

По мнению философов и социологов, первым этапом к развитому информационному обществу является компьютеризация сфер жизнедеятельности человека.

Но компьютер - это только средство, которое само по себе ничего не гарантирует. Эффективность обучения зависит от качества педагогических программных продуктов. Проанализируем ситуацию с обучающими программами, сложившуюся на данный момент в теории и практике обучения.

В настоящее время нет единой классификации обучающих компьютерных программ, более того, нет даже единой основы для таковой. В литературе по компьютерным средствам обучения используется большое количество терминов, характеризующих типы программ учебного назначения. При этом часто разные авторы вкладывают в один и тот же термин существенно разный смысл или, наоборот, однотипные программы характеризуются разными терминами. Анализ, проведенный Е.И. Машбицом, приводит к выводу, что многие авторы выделяют среди них следующие пять типов: тренировочные, наставнические, проблемного обучения, имитационные, игровые.

Разными исследователями за основу классификации берутся различные признаки, позволяющие систематизировать педагогические программные продукты:

•по целевому назначению: управляющие диагностирующие, демонстрационные, генерирующие, операционный контролирующие, моделирующие;

•по функциональному назначению:

1)вычислительные операции в рамках изучаемого предмета;

2)поиск учебной информации;

3)получение рекомендаций и разъяснений при выполнении заданий (экспертные системы);

4)тестирование знаний;

5)управление процессом обучения.

В.М. Монахов, пользуясь этим же принципом классификаций, выделяет следующие педагогические программные продукты: отработка механических навыков, формирование практических умений, справочные учебные системы, демонстрационные системы, развивающие системы, образовательные игры, моделирование, программа как средство обучения.

•по принципу организации структуры программы:

1)линейные, когда все учащиеся проходят единую программу в соответствии с индивидуальным темпом работы;

2)разветвленные, использующие ответы учащихся для определения управления порядком продвижения по программе;

3)алгоритмизированные, где при проектировании программы надо строить модель умственной работы ученика;

4)диагностические, реализующие адаптацию не к вероятной, а к действительной ошибке;

5)проблемные, которые вводят в проблему, дают возможность ученику осознать ее, управляют процессом решения;

6)программы с саморегуляцией, возможность создания и использования которых вытекает из фундаментального положения педагогической психологии о том, что учащийся не только объект, но и субъект обучения, обладающий мотивационной готовностью к совершенствованию своей учебно-познавательной деятельности.

•по способу организации управления познавательной деятельностью учащихся:

1)строго регламентирование программой;

2)«свободное» обучение, которое можно сравнить с самообучением.

В зарубежных публикациях приводятся и другие подходы к классификации педагогических программных продуктов. В последнее время предпринимаются попытки создать научную основу для классификации.

В настоящее время обучающие компьютерные средства поддерживают следующие формы (или их совокупность) организации учебного процесса:

-предъявление обучаемому учебного материала и вопросов, на которые он должен дать ответы (традиционный дидактический подход);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Комплекс упражнений направленных на развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста
Разрабатывая данный комплекс упражнений партерной гимнастики мы познакомились и изучили такие источники, как «Сборник программ дополнительного образования художественно – эстетического направления» выпуск I, объединение «Дворец молодёжи», 2003 год издания, Екатеринбург; образовательная программа «С ...

Игра как основная деятельность ребенка
Игра имеет важное значение в развитии ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Для того, чтобы руководить игрой ре ...

Технология использования игр Никитиных для развития умственных способностей
Диагностика умственных способностей дошкольников показала, что у большинства детей слабо развиты психические процессы. Мы решили развить умственные способности детей. Для этого мы использовали развивающие игры Никитиных. Все игры были предложены детям в интересной форме. Предлагались такие игры: «С ...

Навигация