Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 5

Способы управления учебно-познавательной деятельностью в значительной мере зависят от режима компьютерного обучения. Е.И. Машбиц выделяет четыре режима компьютерного управления учебно- познавательной деятельностью:

1.Непосредственное управление: ПК предъявляет учащимся учебную задачу, они могут задавать вопросы, только относящиеся к данной учебной задаче, характер помощи учащемуся определяет ПК.

2.Опосредованное управление: ПК не предъявляет учебную задачу, а ставит перед учащимися проблему, которую те должны оформить в виде учебной задачи; в качестве учебных предъявляются задачи на моделирование.

3.Динамическоеуправление: предъявленная компьютером учебная задача решается учащимися совместно с компьютером; характер и меру помощи определяют как обучаемый, так и компьютер.

4.Управление, при котором компьютер играет роль средства учебной деятельности учащихся: учебную задачу ставит обучаемый, характер и вид помощи также определяет он. В случае затруднений учащийся может передавать управление компьютеру (последний в процессе диалога уточняет затруднения, которые испытывает обучаемый, и выдает требуемую помощь).

Дискуссии по поводу эффективности различных режимов управления не прекращаются. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что доминирующий поначалу первый режим управления в последние годы все меньше используется в педагогических компьютерных средах. Заметно участилось применение второго и третьего режимов. Четвертый же режим управления, предоставляющий возможность учащемуся самому ставить учебную задачу, специалисты считают одним из наиболее существенных достижений компьютерного обучения. Однако многочисленные опытные данные показали, что если упор делается на инициативу учащегося, когда он сам определяет, чему надо учиться, то основные учебные цели, как правило, не достигаются.

Следует подчеркнуть, что управление учебно-познавательной деятельностью подразумевает управление деятельностью субъекта, имеющего свои цели, мотивы и интересы, и это обязательно надо учитывать при разработке дидактических компьютерных сред. Нередко же управление считается основным механизмом обучения и трактуется как информационный процесс.

Недостаточная эффективность управления учебной деятельностью многих компьютерных систем обусловлена трудностями в интерпретации информации, идущей от учащихся. Во многих современных компьютерных системах допускается непрямое управление, когда в качестве помощи обучаемому дается эвристическое указание или предъявляется вспомогательная задача.

Введение непрямого управления обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, по мнению специалистов, оно позволяет использовать такие средства формирования мышления, как творческие виды познавательной активности, самостоятельный поиск решения и т.д. Во-вторых, эвристические указания в силу своей обобщенности относятся к более широкому классу обучающих воздействий, чем указания конкретные, а значит, вероятность того, что такое указание будет дано не по делу, уменьшается. Правда, одновременно возрастает вероятность того, что это указание окажется недостаточно действенным. Что касается «поля самостоятельности» учащихся, то ПК позволяют его варьировать в весьма значительных пределах.

Действительная индивидуализация обучения с помощью ЭВМ может быть достигнута только при рефлексивном управлении учебно-познавательной деятельностью. По мнению специалистов, один из путей решения данной проблемы - построение модели той деятельности, которую мы хотим спроектировать, и описание тех психических процессов, свойств и качеств личности, которые входят как в ближние, так и в отдаленные учебные цели. При этом обязательно надо учитывать такую особенность учащихся, как недостаточная сформированность учебно-познавательной деятельности: стремление решать задачу, не проанализировав условия; поиск решения путем случайных проб и ошибок; преобладание мнемической активности. Если в компьютерном обучении учитываются наиболее устойчивые особенности мышления, восприятия, памяти и творческие способности, то эти недостатки должны постепенно устраняться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов
Контрольный эксперимент был проведен с 17 марта 2010 года по 31 марта 2010 года. На основании проведенной коррекционной работы с экспериментальной группой были получены следующие результаты. В процессе обучения были отмечены показатели роста мотивации детей к логопедическим занятиям. Прежде всего, ...

Слом старой и становление новой системы музыкального образования
В Царской России вся система образования зиждилась на классовом и сословном отборе, а в ее организации значительное место принадлежало частной инициативе. Это полностью определяло судьбу музыкального образования, хотя в уставе консерваторий и значилось, что лица, служащие в консерватории, считаются ...

Понятие игры, ее значение
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка. Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения ...

Навигация