Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 5

Способы управления учебно-познавательной деятельностью в значительной мере зависят от режима компьютерного обучения. Е.И. Машбиц выделяет четыре режима компьютерного управления учебно- познавательной деятельностью:

1.Непосредственное управление: ПК предъявляет учащимся учебную задачу, они могут задавать вопросы, только относящиеся к данной учебной задаче, характер помощи учащемуся определяет ПК.

2.Опосредованное управление: ПК не предъявляет учебную задачу, а ставит перед учащимися проблему, которую те должны оформить в виде учебной задачи; в качестве учебных предъявляются задачи на моделирование.

3.Динамическоеуправление: предъявленная компьютером учебная задача решается учащимися совместно с компьютером; характер и меру помощи определяют как обучаемый, так и компьютер.

4.Управление, при котором компьютер играет роль средства учебной деятельности учащихся: учебную задачу ставит обучаемый, характер и вид помощи также определяет он. В случае затруднений учащийся может передавать управление компьютеру (последний в процессе диалога уточняет затруднения, которые испытывает обучаемый, и выдает требуемую помощь).

Дискуссии по поводу эффективности различных режимов управления не прекращаются. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что доминирующий поначалу первый режим управления в последние годы все меньше используется в педагогических компьютерных средах. Заметно участилось применение второго и третьего режимов. Четвертый же режим управления, предоставляющий возможность учащемуся самому ставить учебную задачу, специалисты считают одним из наиболее существенных достижений компьютерного обучения. Однако многочисленные опытные данные показали, что если упор делается на инициативу учащегося, когда он сам определяет, чему надо учиться, то основные учебные цели, как правило, не достигаются.

Следует подчеркнуть, что управление учебно-познавательной деятельностью подразумевает управление деятельностью субъекта, имеющего свои цели, мотивы и интересы, и это обязательно надо учитывать при разработке дидактических компьютерных сред. Нередко же управление считается основным механизмом обучения и трактуется как информационный процесс.

Недостаточная эффективность управления учебной деятельностью многих компьютерных систем обусловлена трудностями в интерпретации информации, идущей от учащихся. Во многих современных компьютерных системах допускается непрямое управление, когда в качестве помощи обучаемому дается эвристическое указание или предъявляется вспомогательная задача.

Введение непрямого управления обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, по мнению специалистов, оно позволяет использовать такие средства формирования мышления, как творческие виды познавательной активности, самостоятельный поиск решения и т.д. Во-вторых, эвристические указания в силу своей обобщенности относятся к более широкому классу обучающих воздействий, чем указания конкретные, а значит, вероятность того, что такое указание будет дано не по делу, уменьшается. Правда, одновременно возрастает вероятность того, что это указание окажется недостаточно действенным. Что касается «поля самостоятельности» учащихся, то ПК позволяют его варьировать в весьма значительных пределах.

Действительная индивидуализация обучения с помощью ЭВМ может быть достигнута только при рефлексивном управлении учебно-познавательной деятельностью. По мнению специалистов, один из путей решения данной проблемы - построение модели той деятельности, которую мы хотим спроектировать, и описание тех психических процессов, свойств и качеств личности, которые входят как в ближние, так и в отдаленные учебные цели. При этом обязательно надо учитывать такую особенность учащихся, как недостаточная сформированность учебно-познавательной деятельности: стремление решать задачу, не проанализировав условия; поиск решения путем случайных проб и ошибок; преобладание мнемической активности. Если в компьютерном обучении учитываются наиболее устойчивые особенности мышления, восприятия, памяти и творческие способности, то эти недостатки должны постепенно устраняться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Свойства алгоритма
Алгоритм можно понимать и следующим образом, это точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного класса однотипных задач. Объясним смысл этих слов что такое «точное предписание»? Это означает, что предписание, задающее алгоритм, ...

Значение проектов. Модели педагогического проектирования
У педагогического моделирования есть «термен-партнер», часто сопровождающий его в научных тестах, -это проектирование. Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный (предположительный) тест какого-либо документа. Во-втор ...

Модели социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений
Социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи Дети с нарушением слуха – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Вместо членораздельной речи он ...

Навигация