Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 3

-предъявление заданий в учебной среде (возможно, игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования выполнения некоторых действий;

-предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);

-выдачу ответов обучаемому на формируемые им вопросы.

Компьютер предоставляет такие возможности в организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, какие не предоставляет одно из имеющихся сейчас в арсенале обучения средство. Именно от активности этой деятельности и зависит степень развития обучаемого.

Как отмечают все исследователи проблемы, педагогический эффект использования ПК в учебном процессе напрямую зависит от качества педагогических компьютерных средств. Подавляющее большинство используемых обучающих программ неэффективны. По оценкам исследователей проблемы 80% из существующих программ не обеспечивают даже ближайших учебных целей. Всеми исследователями прекрасно осознается тот факт, что компьютер - это только средство и, как любое средство, само по себе ничего не гарантирует. Поэтому необходима разработка и развитие адекватных теорий компьютерного обучения. Поскольку в настоящее время таковые отсутствуют, то исследователи пытаются применять для проектирования компьютерного обучения уже имеющиеся психолого-педагогические теории.

Попытка проанализировать теоретические основы применения компьютера в учебном процессе зарубежных стран была предпринята Дж. Хартли. Он построил свой анализ, опираясь на классификацию психологических теорий (моделей) обучения, предложенную Г. Натхоллом и И. Снуком. Эти авторы выделяют три группы моделей:

а)модели управления поведением (behavioral control models);

б)модели учения через открытия (discovery learning models);

в)рациональные модели (rational models).

Несмотря на критику бихевиоризма, многие педагогические компьютерные среды, разработанные за рубежом, основываются на бихевиористских идеях, поскольку те легко поддаются технологизации.

Модели обучения путем открытия объединяют в себе идеи когнитивной психологии, психологии творчества и развития и близки к тому, что в отечественной педагогической науке называют проблемным обучением.

Создатели моделей третьей группы рассматривают обучение как осознанную и целенаправленную деятельность, четко отличая его от тренинга. Мотивы деятельности здесь играют ведущую роль. Мотивы действий связаны с целями учащегося, следовательно, обучение направлено на изменение в способностях учащихся осуществлять соответствующие действия по собственной инициативе.

А. Борк к трем рассмотренным выше теориям добавляет еще две: эволюционную теорию (психологию развития) Ж. Пиаже и основанное на ней циклическое обучение; неврологическую теорию «расщепления» мозга, доказывающую, что для большинства людей два полушария мозга функционируют различно.

Зарубежные исследователи компьютерного обучения Дейв Ф. Севел и Девид Р. Ротерей придерживаются той точки зрения, что «единственного совершенного метода применения компьютера в обучении не существует. Разные программы опираются на разные теоретические посылки, подходят для разных ситуаций и могут дать разные результаты. Вряд ли стоит делать широкие обобщения и рекомендовать ту или иную модель для внедрения в сферу образования.

В отечественных исследованиях в качестве психологической основы обучения на базе ЭВМ чаще всего рассматривается два направления зарубежной психологии - бихевиоризм и когнитивизм. Причем большинство исследователей осознают недостатки компьютерного обучения, построенного на идеях либо того, либо другого направления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Понятие о личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...

Динамика речевого развития детей экспериментальной группы
Цель формирующего эксперимента: выявить характер звукопроизношения детей экспериментальной группы после проведенной коррекционно-логопедической работы с использованием произведений детского фольклора. Итоговый эксперимент проводился нами в группе дошкольников, участвовавших в предыдущих двух сериях ...

Психологическая характеристика причин неуспеваемости младших школьников
Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная категория трудных детей. К трудным детям относят обычно тех, которые характеризуются определенными отклонениями в нравственном развитии, наличием закрепленных отрицательных форм ...

Навигация