-предъявление заданий в учебной среде (возможно, игровой), в которой обучаемый должен достигнуть заданных целей путем планирования выполнения некоторых действий;
-предъявление заданий, требующих от обучаемого воспроизведения последовательности рассуждений или «сборки» правильного результата на основе знаний, предоставленных системой (интеллектуальные системы поддержки рассуждений учащихся);
-выдачу ответов обучаемому на формируемые им вопросы.
Компьютер предоставляет такие возможности в организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, какие не предоставляет одно из имеющихся сейчас в арсенале обучения средство. Именно от активности этой деятельности и зависит степень развития обучаемого.
Как отмечают все исследователи проблемы, педагогический эффект использования ПК в учебном процессе напрямую зависит от качества педагогических компьютерных средств. Подавляющее большинство используемых обучающих программ неэффективны. По оценкам исследователей проблемы 80% из существующих программ не обеспечивают даже ближайших учебных целей. Всеми исследователями прекрасно осознается тот факт, что компьютер - это только средство и, как любое средство, само по себе ничего не гарантирует. Поэтому необходима разработка и развитие адекватных теорий компьютерного обучения. Поскольку в настоящее время таковые отсутствуют, то исследователи пытаются применять для проектирования компьютерного обучения уже имеющиеся психолого-педагогические теории.
Попытка проанализировать теоретические основы применения компьютера в учебном процессе зарубежных стран была предпринята Дж. Хартли. Он построил свой анализ, опираясь на классификацию психологических теорий (моделей) обучения, предложенную Г. Натхоллом и И. Снуком. Эти авторы выделяют три группы моделей:
а)модели управления поведением (behavioral control models);
б)модели учения через открытия (discovery learning models);
в)рациональные модели (rational models).
Несмотря на критику бихевиоризма, многие педагогические компьютерные среды, разработанные за рубежом, основываются на бихевиористских идеях, поскольку те легко поддаются технологизации.
Модели обучения путем открытия объединяют в себе идеи когнитивной психологии, психологии творчества и развития и близки к тому, что в отечественной педагогической науке называют проблемным обучением.
Создатели моделей третьей группы рассматривают обучение как осознанную и целенаправленную деятельность, четко отличая его от тренинга. Мотивы деятельности здесь играют ведущую роль. Мотивы действий связаны с целями учащегося, следовательно, обучение направлено на изменение в способностях учащихся осуществлять соответствующие действия по собственной инициативе.
А. Борк к трем рассмотренным выше теориям добавляет еще две: эволюционную теорию (психологию развития) Ж. Пиаже и основанное на ней циклическое обучение; неврологическую теорию «расщепления» мозга, доказывающую, что для большинства людей два полушария мозга функционируют различно.
Зарубежные исследователи компьютерного обучения Дейв Ф. Севел и Девид Р. Ротерей придерживаются той точки зрения, что «единственного совершенного метода применения компьютера в обучении не существует. Разные программы опираются на разные теоретические посылки, подходят для разных ситуаций и могут дать разные результаты. Вряд ли стоит делать широкие обобщения и рекомендовать ту или иную модель для внедрения в сферу образования.
В отечественных исследованиях в качестве психологической основы обучения на базе ЭВМ чаще всего рассматривается два направления зарубежной психологии - бихевиоризм и когнитивизм. Причем большинство исследователей осознают недостатки компьютерного обучения, построенного на идеях либо того, либо другого направления.
Материалы по педагогике:
Методы активизации воспитателей в методической работе
Как сделать, чтобы каждый воспитатель был активным, заинтересованным участником работы на педсоветах, консультациях, семинарах? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Эти вопросы особенно волнуют сегодня руководителей дошкольных учреждений. Существуют методы активизации педагогов при пр ...
Постоянные магниты. Магнитное поле земли
Помимо электромагнитов, в науке и технике широко применяют постоянные магниты, с которыми учащиеся частично уже знакомы. Важно показать процесс намагничивания стальных предметов магнитным полем электрического тока. Для опыта берут стальной стержень (ножовочное полотно, напильник) и наматывают на не ...
Программа Васильевой по разделу слушания музыки, анализ репертуара по
возрастным группам
Вторая младшая группа. Учить слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенств ...