Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 6

Эффективность самоуправления учащимися своим обучением зависит от особенностей как учащегося, так и изучаемого содержания, а также от сложности учебных задач. То, что решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности, определяет одну исключительно важную особенность контроля над этой деятельностью как обучающим, так и обучаемым. Если при других видах деятельности контролю подлежит преимущественно их продукт, то обучающий контролирует не столько результат решения задачи (продукт), сколько происшедшие при их решении изменения в обучаемом, поскольку именно они являются действительным продуктом учебной деятельности. Для учащегося контроль за правильностью решения задачи означает направленность сознания на собственную деятельность, абстракцию и обобщение осуществляемых действий, иначе говоря, здесь должна иметь место рефлексивная саморегуляция.

В воспроизведении учебной деятельности как обучающего воздействия при разработке дидактических компьютерных сред необходимо учитывать следующие параметры: уровень; содержание; умственные действия, необходимые для усвоения всего излагаемого материала.

Специалисты выделяют три уровня воспроизведения фрагмента учебной деятельности: предметно-содержательный, предметно-операциональный и рефлексивный. При первом уровне особое внимание уделяется раскрытию содержания учебного материала, при втором обучающий не только описывает и объясняет изучаемые объекты, но и раскрывает способ оперирования. При третьем уровне раскрывается процесс постановки гипотез, выбора приемов анализа, поиска решения, способов контроля за произведенными действиями, т.е. обучающий раскрывает содержание учебного материала и способы оперирования изучаемыми объектами. Он как бы выносит вовне ход рассуждений, применяемых им способов анализа условия задачи, планирования деятельности, воспроизводя сразу две деятельности: информативную и аналитическую.

Современные ПК переводят изложение материала на качественно новый уровень, наглядно представляя любое явление, его генезис, особенности функционирования. Учащийся может увидеть на экране дисплея, что получится после осуществления той или иной операции, как меняется объект, когда меняется тот или иной из его параметров.

Особенно велики возможности компьютера в реализации рефлексивного уровня воспроизведения учебной деятельности. Учащийся при помощи ЭВМ может оценить продуктивность тех или иных рассуждений, выявить сильные и слабые стороны выбранной стратегии решения путем самоанализа результата решения задачи.

Одна из отличительных особенностей ПК как средства обучения - использование интерактивного режима, позволяющего инициировать диалог. Ведь обучение - это диалогический процесс, причем и внутренний, и внешний диалоги являются необходимой предпосылкой эффективного обучения. Исключительное место диалога среди средств обучения обусловливает важность его организации между обучаемым и педагогической компьютерной средой. Если в качестве основного признака диалога брать не обмен собеседников речевыми сообщениями, а наличие нескольких позиций, то наряду с внешним диалогом следует рассматривать диалог внутренний, когда различные позиции разрабатываются одним и тем же лицом как перед воображаемым партнером, так и перед самим собой.

Таким образом, методологической основой дидактических компьютерных сред, реализующих интегральную модель обучения и обеспечивающих развитие познавательной самостоятельности курсантов в единстве трех ее компонентов, выступает личностно-деятельностный подход.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Основные положения эксперимента в лицее, направленного на внедрениепроектного метода обучения
Для экспериментальной проверки гипотезы относительно формирования качественно новой позиции педагога мы обратились к опыту осуществления проектного метода в обучении, осуществляемого в лицее №1 г.Красноярска, где с 1999 года функционирует Федеральная экспериментальная площадка “Школа социальной дея ...

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: 1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых ...

Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильное организованное физическое воспитание, одной из основных задач которой является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствование ...

Навигация