Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 4

По мнению Т.Р. Харыбиной, для повышения эффективности учебного процесса в отечественной дидактике применяется три модели:

-целенаправленного управления процессом усвоения знаний, умений, навыков (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин и др.);

-активизирующая, опирающаяся на познавательную мотивацию учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности (М.И. Махмугов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);

-развивающего обучения, в основе которого лежит изменение содержания, формы и средств организации обучения ученика, превращающее его в субъект учебной деятельности и приводящее к росту самостоятельности в решении разнообразных задач, развитию теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Теории компьютерного обучения должны обязательно учитывать общие требования, предъявляемые к учебному процессу. Многие теоретики, например Г. Паск, Н. Краудер, Б. Скиннер, выделяют четыре основных требования:

-оперативная адаптация к индивидуальным особенностям учеников;

-непрерывное и целенаправленное управление аффективно- мотивационной сферой каждого ученика, стабилизация состояния психологического комфорта;

-поддержание непрерывного диалога с каждым учащимся, вовлечение его в своеобразную интеллектуальную игру и тем самым стимулирование его активности;

-автоматизация обучения, необходимость которой обосновывается несколькими соображениями: даже самый талантливый учитель не в состоянии одновременно адаптироваться к разным ученикам, машина же бесконечно терпелива, неутомима и беспристрастна.

Как мы рассмотрели выше, компьютер, в отличие от других средств обучения (учебника и аудио-визуальных средств, например), обладает потенциальной возможностью для реализации с их помощью приведенных выше требований.

Любое познание начинается с ощущения, наиболее важными для учебно-познавательной деятельности являются зрительные и слуховые ощущения. Традиционные формы обучения используют в основном восприятие информации на слух. Осмысление учебного материала идет тем активней, чем выше концентрация внимания. По данным исследований, для большинства обучаемых главная трудность в усвоении материала связана с недостатком сосредоточенности внимания. Качество осмысления также тесно связано с сокращением объема информации посредством ее представления в наглядном виде. Переход от слуховой формы информации к зрительной способствует увеличению памяти. Примерно 80% людей обладают лучшей зрительной памятью, поэтому предъявление зрительных образов повышает запоминание.

Анализ литературы, описывающей подходы, используемые в реальных условиях высшей школы, позволяет констатировать, что деятельностный подход к использованию ЭВМ не является доминирующим. Идеологией обучения на базе ЭВМ в подавляющем большинстве отечественных публикаций является информационный подход, трактующий обучение как передачу знаний (информации). Информационный подход рассматривает человека как систему переработки информации, а знание как комплекс реально существующих символов, хранящихся в памяти человека, которые обрабатываются мозгом подобно программе на компьютере и являются источником интеллектуального поведения. Информационный процесс обучения предполагает определение знания как информации, способной генерировать новую информацию, и состоит из операций. Совокупность операций, имеющих общее целевое назначение, предполагает следующее: накопление информации; выработка понимания накопленной информации; выработка умения решать типовые задачи предмета; контроль знаний. При такой трактовке обучения нельзя понять переход задаваемой извне задачи во внутреннюю, не учитывая собственную деятельность субъекта, включающую мотивы, ценностные ориентации и т.д. Мы полагаем, что информация не тождественна знанию, а процесс передачи информации - это только одно из слагаемых процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Психологическая классификация компьютерныхигр. Специфика ролевых компьютерных игр
Под "компьютерными играми" подразумевают широкий класс программ и технических устройств, на которые они инсталлированы. Выводы о влиянии компьютерных игр не учитывают в полной мере такие важные параметры, как содержание компьютерной игры и ее сложность, т. е. те когнитивные и моторные нав ...

Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...

Классификация дидактических игр
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. В разных сборниках у ...

Навигация