Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Материалы о педагогике » Информационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью обучающихся » Особенности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся на основе информационных технологий

Страница 4

По мнению Т.Р. Харыбиной, для повышения эффективности учебного процесса в отечественной дидактике применяется три модели:

-целенаправленного управления процессом усвоения знаний, умений, навыков (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин и др.);

-активизирующая, опирающаяся на познавательную мотивацию учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потребности (М.И. Махмугов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.);

-развивающего обучения, в основе которого лежит изменение содержания, формы и средств организации обучения ученика, превращающее его в субъект учебной деятельности и приводящее к росту самостоятельности в решении разнообразных задач, развитию теоретического мышления (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Теории компьютерного обучения должны обязательно учитывать общие требования, предъявляемые к учебному процессу. Многие теоретики, например Г. Паск, Н. Краудер, Б. Скиннер, выделяют четыре основных требования:

-оперативная адаптация к индивидуальным особенностям учеников;

-непрерывное и целенаправленное управление аффективно- мотивационной сферой каждого ученика, стабилизация состояния психологического комфорта;

-поддержание непрерывного диалога с каждым учащимся, вовлечение его в своеобразную интеллектуальную игру и тем самым стимулирование его активности;

-автоматизация обучения, необходимость которой обосновывается несколькими соображениями: даже самый талантливый учитель не в состоянии одновременно адаптироваться к разным ученикам, машина же бесконечно терпелива, неутомима и беспристрастна.

Как мы рассмотрели выше, компьютер, в отличие от других средств обучения (учебника и аудио-визуальных средств, например), обладает потенциальной возможностью для реализации с их помощью приведенных выше требований.

Любое познание начинается с ощущения, наиболее важными для учебно-познавательной деятельности являются зрительные и слуховые ощущения. Традиционные формы обучения используют в основном восприятие информации на слух. Осмысление учебного материала идет тем активней, чем выше концентрация внимания. По данным исследований, для большинства обучаемых главная трудность в усвоении материала связана с недостатком сосредоточенности внимания. Качество осмысления также тесно связано с сокращением объема информации посредством ее представления в наглядном виде. Переход от слуховой формы информации к зрительной способствует увеличению памяти. Примерно 80% людей обладают лучшей зрительной памятью, поэтому предъявление зрительных образов повышает запоминание.

Анализ литературы, описывающей подходы, используемые в реальных условиях высшей школы, позволяет констатировать, что деятельностный подход к использованию ЭВМ не является доминирующим. Идеологией обучения на базе ЭВМ в подавляющем большинстве отечественных публикаций является информационный подход, трактующий обучение как передачу знаний (информации). Информационный подход рассматривает человека как систему переработки информации, а знание как комплекс реально существующих символов, хранящихся в памяти человека, которые обрабатываются мозгом подобно программе на компьютере и являются источником интеллектуального поведения. Информационный процесс обучения предполагает определение знания как информации, способной генерировать новую информацию, и состоит из операций. Совокупность операций, имеющих общее целевое назначение, предполагает следующее: накопление информации; выработка понимания накопленной информации; выработка умения решать типовые задачи предмета; контроль знаний. При такой трактовке обучения нельзя понять переход задаваемой извне задачи во внутреннюю, не учитывая собственную деятельность субъекта, включающую мотивы, ценностные ориентации и т.д. Мы полагаем, что информация не тождественна знанию, а процесс передачи информации - это только одно из слагаемых процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения
Первый этап опытно-экспериментальной работы включает диагностические мероприятия по выше приведенным методикам. Диагностика методом опроса беседы показала следующие результаты: Из 15 детей, принимавших участие в эксперименте, верно, оценили все неправильные поступки Миши 12 (42,8%) ребят. Определил ...

Письмо как вид деятельности: особенности, структура, предпосылки
Письменная речь - особая форма коммуникации с помощью системы письменных знаков, это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие "письменная речь" входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Но останов ...

Использование компьютера на урока курса «Технология»
Анализ программы «технология» 1.Общие сведения о программе и разделе: Раздел: технология обработки конструкционных материалов. На изучение раздела отводится 50 (5 класс),50 (6 класс),48 (7 класс) часов в год включая время отведённое на выполнение проекта. Учебное время по 2 часа в неделю. Автор: Б. ...

Навигация