Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Страница 3

Учитель технологии должен быть осведомлен о психологических барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ребенком – особенно, и уметь помогать школьникам в их преодолении.

Необходимо отметить, что очень важно формировать у школьников такие механизмы поведения, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный набор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируются не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от конкретного педагогического замысла, учитывающего индивидуальность, требования могут быть персонифицированы, но их выбор целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни и труду, указать пути, по которым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.

Альтшуллер выделяет такие качества и способности, которыми должна обладать творческая личность:

«1. Прежде всего нужна достойная цель – новая /ещё не достигнутая/, значительная, существенно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остаётся смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроль за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.

3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» – в часах или единицах продукции.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать

5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар».

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.

Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводиться комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А.А. Любищева). Разумеется, показ не примерах – начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой – результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму».

Результаты и их краткий анализ позволяет предположить, что качество и уровень мотивации является базовым фактором, определяющим успешность учебной деятельности, одним из показателей которой является креативность. Если так, то для целенаправленного развития креативности у учащихся необходимо выявлять и включать в процесс обучения мотивационные механизмы, способствующие развитию креативности.

Разработка дидактических средств и методов обеспечения для изучения раздела «Художественная обработка материалов» на примере темы: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»

Календарно-тематическое планирование

№ темы

№ темы и урока

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

1. Вводное занятие. Фелтинг. История создания. Материалы и принадлежности. Способы валяния шерсти.

1

0,7

0,3

2. Приемы выполнения работ. Тренировочные упражнения.

1

0,3

0,7

2

3. Первые шаги. План проекта.

1

0,3

0,7

4. Работа с проектом.

1

-

1

3

5. Окончательная обработка изделия.

1

-

1

6. Защита проектов.

1

-

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Методические обоснование формирования бережного отношения к живому
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...

Особенности механизмов нарушения произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Е.Н.Винарской, патогенез произносительной стороны речи при дизартрии обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: 1) стволовыми, вызывающими вялый и спастически ...

Работа над усвоением многозначных слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и фразеологизмов
С многозначностью слова (полисемией) школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её. К пониманию многозначности дети приходят от иносказания, которым сами пользуются ещё в дошкольном возрасте (Солнышко спать пошло. Собачка загорает на солнышке). В то же время нередко дошкольник или млад ...

Навигация