Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Страница 3

Учитель технологии должен быть осведомлен о психологических барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ребенком – особенно, и уметь помогать школьникам в их преодолении.

Необходимо отметить, что очень важно формировать у школьников такие механизмы поведения, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный набор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируются не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от конкретного педагогического замысла, учитывающего индивидуальность, требования могут быть персонифицированы, но их выбор целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное – интерес к жизни и труду, указать пути, по которым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.

Альтшуллер выделяет такие качества и способности, которыми должна обладать творческая личность:

«1. Прежде всего нужна достойная цель – новая /ещё не достигнутая/, значительная, существенно полезная.

2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остаётся смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроль за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.

3. Высокая работоспособность и выполнение намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» – в часах или единицах продукции.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать

5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар».

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьёзных просчётов в планировании.

Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвёртым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ всё большее место отводиться комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А.А. Любищева). Разумеется, показ не примерах – начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой – результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвёртому пункту и отчасти по второму».

Результаты и их краткий анализ позволяет предположить, что качество и уровень мотивации является базовым фактором, определяющим успешность учебной деятельности, одним из показателей которой является креативность. Если так, то для целенаправленного развития креативности у учащихся необходимо выявлять и включать в процесс обучения мотивационные механизмы, способствующие развитию креативности.

Разработка дидактических средств и методов обеспечения для изучения раздела «Художественная обработка материалов» на примере темы: «Фелтинг – валяние непряденой шерсти»

Календарно-тематическое планирование

№ темы

№ темы и урока

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

1. Вводное занятие. Фелтинг. История создания. Материалы и принадлежности. Способы валяния шерсти.

1

0,7

0,3

2. Приемы выполнения работ. Тренировочные упражнения.

1

0,3

0,7

2

3. Первые шаги. План проекта.

1

0,3

0,7

4. Работа с проектом.

1

-

1

3

5. Окончательная обработка изделия.

1

-

1

6. Защита проектов.

1

-

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы по педагогике:

Психологическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
Каждый возраст представляет собой качественно особый период психического развития и характеризуется множеством свойств. Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является старший подростковый возраст. Чем же он характеризуется? Анализ характера юных переживаний показывает, какую мощную роль в ...

Исследование социально-психологической адаптации первоклассников
Цель исследования: установление уровня адаптированности учащихся к обучению в школе. Методика: проективный рисунок «Школа». Первоклассникам были розданы листы формата А 4 и цветные карандаши с просьбой изобразить школу. Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записывались на обратной ...

Требования к правильному составлению тестов. Основные правила подготовки материала для тестового контроля
Грамотно составленные и апробированные тесты обученности позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9. Установлено, что надежность повышается при увеличении количества тестовых заданий. Установлено также, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надежнос ...

Навигация