Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Материалы о педагогике » Художественная обработка материалов на уроках технологии » Условия формирования креативно-мыслящей личности в процессе преподавания предмете «Технология»

Страница 2

Вероятно, роль внешнего «идеального» образца творца, в данном случае, должна состоять в том, чтобы противостоять другому образцу. Отсюда можно предположить, что креативность как свойство личности, мера ее индивидуальности поддается формированию и развитию, но в этом процессе претерпевает несколько фаз, для осуществления которых необходимы определенные условия. К их числу мы относим:

– наличие образца творческого поведения;

– создание условий для подражания творческому поведению;

– социальное подкрепление творческого поведения.

Морозов А.В. считает «креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая Среда. Однако, как показывают многочисленные исследования, подтвержденные нашими собственными наблюдениями и исследованиями, в повседневной образовательной практике нередко происходит подавление креативных свойств как у обучающихся, так и у самих педагогов со стороны администрации. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих норм отношений. Отсюда следует: чтобы креативность формировалась как глубинное (личностное), а не только поведенческое (ситуативное) свойство, процесс должен происходить в специально создаваемых условиях».

Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях по технологии строго подпадает под общепсихологическое понимание деятельности, раскрытое в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова и др.

В то же время проектная деятельность отличается от обычной учебной трудовой работы рядом факторов, которые преподавателю технологии следует принимать во внимание.

При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность расссматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности. При этом трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком.

Деятельность учащихся в данном случае не может быть оценена неудовлетворительно, как обычная учебная, поскольку процесс работы построен с целью довести каждый проект до логического завершения. Учитель должен подводить школьника к тому, чтобы он мог многопланово оценивать собственную работу. Отдельно оценивается качество выполненного изделия и документация, разработанная или собранная в процессе организационно-подготовительного или технологического этапов; анализируются знания и умения, приобретенные при выполнении проекта. Особо должна быть проанализирована степень рациональности предложенной и исполненной технологии. Такой прагматичный подход, становящийся привычным, вырабатывает у учащихся активную и адекватную жизненную позицию.

Необходимо отдавать себе отчет: при работе над проектами многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта. По существу никто не снимает с учителя руководящую и направляющую роль, но деятельностный подход самого ученика должен составлять основу работы.

Наконец, психологически оправдано (что также не практикуется при обычной учебной работе) осуществлять коллективный анализ идеи или совместный поиск выхода из проблемной ситуации, расчет наиболее рационального варианта и т.п. Здесь, при абсолютной свободе высказывания, отрабатывается умение школьника доказательно убеждать других в своей правоте, уважительно относиться к чужим мнениям, подхватывать и развивать высказываемые идеи. Так закладывается фундамент психологии общения в коллективе, такой важный и необходимый каждому в будущей трудовой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по педагогике:

Особенности психологического развития старших дошкольников
Последний год пребывания ребенка в детском саду является переломным, критическим в психологическом отношении. Все сдвиги, происходящие у старших дошкольников закономерные результаты развития всего дошкольного периода и необходимая основа для перехода к дальнейшим этапам развития. Подготовка к этим ...

Психофизиологическая структура процесса письма, речевые и неречевые предпосылки его формирования
Письмо – знаковая система фиксаций речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстояние и закреплять ее во времени. Оно возникло из потребности человека сообщить что-то в ситуации, когда с помощью звуков или жестов это сделать невозможно, и выражается в разл ...

Игра-соревнование «Математический турнир»
Математический турнир является одной из форм командных соревнований. Основным содержанием турнира является решение разнообразных задач. Описанная игра-соревнование может найти широкое применение в учебной работе по математике в 5–7-х классах (по усмотрению организатора могут быть внесены изменения: ...

Навигация