Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Материалы о педагогике » Развитие музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств » Методика развития музыкального восприятия у младших школьников на основе интеграции искусств

Страница 8

1. Наиболее конкретные, образные представления возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Но, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к непрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений.

2. Педагогическая система развития музыкального восприятия у младших школьников определяет содержание, формы и методы продуктивной творческой деятельности учащихся с опорой на интеграцию выразительных средств искусств.

3. В результате исследования была выявлена позитивная взаимосвязь между эстетической установкой мировосприятия ребенка и развитостью его музыкального восприятия.

Представленное нами исследование показало, что феномен восприятия музыки представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека художественного образа, являющего единство эмоционального и рационального.

Мы показали, что обучение, предусматривающее активизацию образного компонента мыслительной деятельности, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие музыкального восприятия, но и будет способствовать развитию творческих способностей, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать его интеллектуально-эмоциональную сферу.

Избранная нами позиция, основанная на активности внедрения в образовательный процесс интеграции искусств, выступает важным звеном в системе эстетического воспитания.

Изучение различных видов искусств, занятия различными видами художественной деятельности во многом способствуют решению общего психологического и творческого развития личности ребенка, совершенствование индивидуальных способностей и, конечно, формированию эстетического отношения к действительности.

Для повышения эффективности процесса развития музыкального восприятия у младших школьников мы разработали методику, основанную на интеграции искусств, которую апробировали в ходе педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развитости музыкального восприятия у младших школьников по трем параметрам – объём интонационно-образного словаря; умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства; уровень сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства. Нами было установлено, что у большинства учеников данные способности практически не развиты либо отличаются низкими качественными показателями.

Апробированная нами методика привела к существенным изменениям показателей уровня развитости музыкально восприятия по всем трем параметрам. По объёму интонационно-образного словаря число детей, соответствующих высокому уровню, увеличилось на 12%, среднему уровню на 7%, а число школьников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 19%. Показатели умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 12%, средний уровень – 7%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 19%. По уровню сформированности музыкально-образных ассоциаций динамика роста составила 12% – на высоком уровне, 11% – на среднем уровне, а низкий уровень уменьшился на 23%.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Математический бой. Схема проведения
Схема матбоя. Математический бой - это соревнование двух команд в решении нестандартных задач, подобранных жюри, в умении рассказывать решение у доски и в умении проверять чужие решения. Команды получают одинаковые задачи и решают их в разных помещениях в течении заданного времени. Таким образом, м ...

Классификация жанров детского фольклора
Проблема классификации детского фольклора рассматривается в двух аспектах – определение границ самого понятия и выделение системы жанров и жанровых разновидностей. Каждый из специалистов, работающих с детским фольклором, решает ее в соответствии с стоящими перед ним задачами. Изучение детского фоль ...

Методика введения понятия алгоритм
Изучение алгоритмизации и программирования делится на два этапа, это и есть само изучение алгоритмизации, а затем программирования. Во многих учебных программах останавливаются только на изучении алгоритмизации, так как небольшое количество учителей информатики имеют должный уровень подготовки для ...

Навигация