1. Наиболее конкретные, образные представления возникают у детей при восприятии музыкальных произведений, относящихся к образцам программной музыки. Но, в этом случае ограничена их фантазия, тогда как при слушании музыкальных образцов, относящихся к непрограммной музыке, дети улавливают не только общее настроение пьесы, но и разнообразие образных представлений.
2. Педагогическая система развития музыкального восприятия у младших школьников определяет содержание, формы и методы продуктивной творческой деятельности учащихся с опорой на интеграцию выразительных средств искусств.
3. В результате исследования была выявлена позитивная взаимосвязь между эстетической установкой мировосприятия ребенка и развитостью его музыкального восприятия.
Представленное нами исследование показало, что феномен восприятия музыки представляет собой сложный психический познавательный процесс, заключающийся в переосмыслении и обобщении жизненных впечатлений, отражении в сознании человека художественного образа, являющего единство эмоционального и рационального.
Мы показали, что обучение, предусматривающее активизацию образного компонента мыслительной деятельности, не только окажет стимулирующее воздействие на развитие музыкального восприятия, но и будет способствовать развитию творческих способностей, формировать индивидуальные особенности ребенка, пробуждать его интеллектуально-эмоциональную сферу.
Избранная нами позиция, основанная на активности внедрения в образовательный процесс интеграции искусств, выступает важным звеном в системе эстетического воспитания.
Изучение различных видов искусств, занятия различными видами художественной деятельности во многом способствуют решению общего психологического и творческого развития личности ребенка, совершенствование индивидуальных способностей и, конечно, формированию эстетического отношения к действительности.
Для повышения эффективности процесса развития музыкального восприятия у младших школьников мы разработали методику, основанную на интеграции искусств, которую апробировали в ходе педагогического эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развитости музыкального восприятия у младших школьников по трем параметрам – объём интонационно-образного словаря; умение устанавливать жанровые, стилистические, образные связи между несколькими произведениями разных видов искусства; уровень сформированности музыкально-образных ассоциаций и степень их соответствия содержанию произведения искусства. Нами было установлено, что у большинства учеников данные способности практически не развиты либо отличаются низкими качественными показателями.
Апробированная нами методика привела к существенным изменениям показателей уровня развитости музыкально восприятия по всем трем параметрам. По объёму интонационно-образного словаря число детей, соответствующих высокому уровню, увеличилось на 12%, среднему уровню на 7%, а число школьников, соответствующих низкому уровню, уменьшилось на 19%. Показатели умения устанавливать жанровые, стилистические, образные связи распределились следующим образом: число реципиентов, соответствующих высокому уровню увеличилось на 12%, средний уровень – 7%, а число учащихся, находящихся на низком уровне, снизилось на 19%. По уровню сформированности музыкально-образных ассоциаций динамика роста составила 12% – на высоком уровне, 11% – на среднем уровне, а низкий уровень уменьшился на 23%.
Материалы по педагогике:
Разработка различных
типов заданий для рабочей тетради
Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий. Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения ...
Понятие выразительного чтения и техники речи
Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения. Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение – это… первая и основная форма конкре ...
Вопросы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим в
педагогической литературе
В отечественной методике развития словаря в детском саду были определены в трудах Тихеевой Е.И., Соловьевой О.И., Кониной М.М. и уточнены в последующие годы в исследованиях В.И. Яшиной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, О.В. Дыбиной и д.р. Большой вклад в методику развития словаря в несла Е.И. Тихеева ...