Исследование знаний школьников о физической культуре. Исследование физической подготовленности школьников

Материалы о педагогике » Формирование системы знаний у школьников в сфере физической культуры » Исследование знаний школьников о физической культуре. Исследование физической подготовленности школьников

Страница 6

«Двигательный навык» – автоматизированное двигательное действие, сформированное путем упражнений.

Анализ существующих программ курса «Физическая культура» для начальной школы позволяет сделать как минимум следующие заключения:

– содержание программ определено эмпирическим путем, исходя из накопленного опыта и возможностей детей;

– курс физической культуры для начальной школы фактически дублирует подобные курсы для дошкольных учебных учреждений, средней и старшей школы – те же разделы, схожие задачи, отличие лишь в уровне сложности упражнений и осваиваемых двигательных действий;

– содержание известных программ не позволяет реализовать принципы, взятые нами за основу предлагаемого курса физической культуры для начальной школы.

Из этого следует, что содержание нового курса должно существенно отличаться от имеющихся и необходим соответствующий логико-предметный анализ учебного материала. Реализация принципа формирования теоретических знаний и теоретического мышления требует выделения в учебном материале некоторых исходных отношений, понятий, самостоятельно освоив которые ребенок смог бы сразу решать группу родственных задач. Материал предмета «Физическая культура» позволяет выделить такие группы элементарных родственных двигательных действий. Это прежде всего простейшие виды прыжков, метаний, лазанья, бег, ходьба и т.п. Освоив некоторый общий механизм выполнения двигательных действий одной родственной группы, который и выступает в качестве исходного отношения, ребенок смог бы затем успешно его трансформировать в различных ситуациях. Переход от одного семейства двигательных действий к другому и должен стать центральной линией построения всего курса физической культуры для начальной школы. В итоге ребенок должен освоить существенные механизмы выполнения основных элементарных двигательных действий и способы их реализации в двигательной деятельности, т.е. самостоятельно формировать двигательные умения. Поскольку на протяжении всего курса ребенок будет переходить от одного семейства двигательных действий к другому, организация учебной работы каждый раз будет предусматривать протекание схожих процессов обеспечивающих формирование теоретических знаний и теоретического мышления. Таким образом, содержание курса можно условно представить в форме цепи, состоящей из одинаковых звеньев. Далее целесообразно рассмотреть принципиальную схему учебных взаимодействий и стоящих за ними процессов в рамках одного такого звена.

I этап. 1. Постановка задачи. Учащиеся вводятся в игровую ситуацию, основу которой составляет сюжет известной сказки (например, «Маугли»). Герою сказки необходимо выполнить какое-либо двигательное действие: выпрыгнуть как можно выше и ухватиться за ветку дерева, чтобы избежать опасности. Дети должны помочь герою, а для этого найти лучший способ выполнения двигательного действия, описать его и научить героя.

2. Начальный анализ двигательного действия. Дети разбиваются по парам и приступают к анализу двигательного действия в целом. На этом этапе задача анализа – выделение движений, составляющих двигательное действие. Необходимо выделить три таких движений: «Что требуется сделать в начале, что сделать в середине, что в конце?». Учащиеся в парах поочередно выполняют двигательное действие, обсуждают составляющие его движения и приходят к совместному решению. Одному выполнить задание гораздо сложнее. В этой работе каждая пара использует специальный дидактический материал: три модели человеческого тела из гибкой проволоки, способные принимать любое положение по желанию исследователей. Число моделей соответствует числу движений, которые необходимо выделить. Модели позволяют планировать способ выполнения движения, фиксировать окончательный вариант (конечное положение тела в каждой фазе). До этого момента учащиеся оперируют моделями свободно. В итоге работы каждая пара имеет три проволочных человечка, позы которых последовательно отражают выделенные этапы двигательного действия. Критерий выделения движений не время, а изменение направления и характера движения. Результаты анализа схематически представлены в специальной тетради. Основная задача учителя-помочь организовать конструктивную работу в парах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы по педагогике:

Формирование коммуникативной компетенции на основе письменной речи при обучении английскому языку
В данном параграфе мы изучим современные подходы к развитию иноязычной письменной речи. Компетентностный подход предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкретных практических задач. Владение письменной речью позволяет реально использовать з ...

Социализация как социально-педагогическое явление
О понятии «социализация» В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, ко ...

Принципы семейного воспитания учащихся старшего школьного возраста
семейный воспитание ребенок Как известно, принципы воспитания - это наиболее общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса. В условиях семьи они отражают специфику воспитательного взаимодействия родителей и детей и в от ...

Навигация